25 минут на электричке от Лондона - и вот мы среди полей и рощиц, у школьного особняка Lockers Park. На травке резвятся облачённые в амуницию мальчишки 7-12 лет: машут крикетными битами. В приемную нас провожает мальчонка лет 9: ему дали это важное поручение.
Три сотрудницы радостно протягивают руки мне и маме одного из потенциальных учеников, прибывшей со мной вместе. Они рады нам от всей души. Мальчонку сильно благодарят и всячески расхваливают за выполненную миссию. Такое отношение заставляет его испытывать гордость, чувство собственной значимости и вырабатывает уверенность в себе. Маленьких мальчиков - а это школа для 150 мальчиков 7-12 лет - взрослые здесь уважают так же, как себя.
Добряк-директор оказывается выпускником школы Oundle и University of Cambridge. Британские школы-пансионы привлекают таланты, ведь кадры решают все. Он знает всех детей по именам и к какой школе каждый из них готовится. (В 13 лет они будут поступать каждый в свою старшую школу, senior school).
Мы пьем в чай в уютной английской гостиной и слушаем, как зачарованные, его страстные речи о школе. "Мы хотим, чтобы мальчики здесь были собой. Чтобы делали то, что нравится, следовали своим страстям. Чтобы они ощутили собственную ценность, научились не унывать, проиграв, и не зазнавались, одержав победу. Мы используем всякую возможность для того, чтобы каждый выступал со сцены, будь то доклад, конкурс риторов, рассказ о своей религии или игра на музыкальном инструменте. Нам важно, чтобы они не боялись выступить публично. Освободилось от страхов". Спросите психотерапевтов - все эти качества определяющие для счастливого существования. Часто родители кривят губы: "ну и что, отучился на западе, а где огромная зарплата и крутая работа?". Но успех - это не только работа. Главный жизненный критерий - это способность жить в гармонии с собой, знать, чего хочешь, уметь справляться с внутренним истерикам, не унывать. И этому учат в школе. Ведь мы знаем многих материально успешных и совершенно несчастных людей.
"А зачем школа для мальчиков? Где девочки?". "Чтобы мальчики возраста 7-12 лет смогли раскрыться. Девочки становятся зрелыми, рассудительными уже к 10-11 годам, тогда как мальчикам нужно еще как минимум пару лет, чтобы дорасти до их уровня. Девочкам скучно на уроках с мальчиками, они тянут их назад. Капитан нашей футбольной команды поёт в хоре. А в школе совместного обучения подобного могло и не случиться, показалось бы "не круто"...
Школьная библиотека играет огромную роль в школьной жизни. Мальчики читают каждый день по 30 минут в обязательном порядке. "Как минимум половина из них не стремилась читать, придя в школу, поэтому нам приходится их заставлять. А со временем чтение становится привычной, неотъемлемой частью жизни". А как же айфоны?! Выдают на 1 час в день, позвонить родителям. Хочешь позвонить раньше? Не вопрос, приходи и звони при сестре-хозяйке. Да им и некогда зависать в айфонах.
Мы наблюдаем, как маленькие дети в клетчатых рубашках пыхтят, высунув язычки, сосредоточенно чертят, создавая дизайн гольф-кара, на котором позже они будут гонять на гонках, создав его своими руками! В школе дресс код: носят рубашки в клетку или в полоску, неодинаковость расцветки дает ребятам ощущение индивидуальности. Лепят из глины. Создают скульптуры. Плотничают. Мальчикам важно что-то вертеть, ощущать в руках. Через дебаты ребята учатся цивилизованно спорить, подвергать сомнению и осмысливать чужие мнения, рассуждать и анализировать. Через уроки театрального искусства постепенно преодолевают комплексы, учатся быть раскованными, когда к тебе прикованы сотни глаз. Они готовы к свету софитов уже в 12!
На стене, вернее, на станах почета- имена глав школ (Глава выбирается каждый год из детей самими детьми!), капитанов футбольной, регбийный и крикетной команд, стипендиатов. Все стремятся попасть на стену! Их достижения - большие и маленькие - всегда оцениваются огромным количеством поощрений. И их проступки наказываются. Без ора и жестокости. Например, ребенок пишет, как Гарри Поттер, несколько страниц одно и то же предложение. На уроках технологического дизайна дети не только работают лобзиком, но и 3D принтером и разными машинами, предназначение которых мне, землянину, не известно. Так развивается креативность. А необходимость описывать каждый шаг процесса и делать расчеты и чертежи - осознавание собственной деятельности.
В столовой уютно. За длинными столам сидят маленькие лапульки в рубашках, воркуют весело и непринуждённо, но не орут, и никто не орет на них. За каждым столом башней возвышается один взрослый. Он там не для дисциплины, а для поддержания беседы и обучения манерам поведения за столом. Прием пищи - это социальный акт, и ребята с малых лет приучаются вести светскую беседу.
Мы, человеки, всегда чувствуем атмосферу места. Энергетику. Гнетущую и тяжелую, расслабляющую и тёплую. В этом маленьком особнячке хотелось стать малышом и подсесть к этим розовощёким, спокойным, бесстрашным парням. Здесь БЕЗОПАСНО. Приехавшая со мной из России мама печалится, думая об упущенных возможностях. О том, чего у нас не было и уже не будет. Но еще есть шанс дать это детям. Я делюсь с ней мнением ряда российских родителей: мол, у детей в пансионах нет детства. «Это у детей в России детства нет! - страстно восклицает она. - Люди не понимают, и не поймут, пока сами сюда на приедут. Это не просто другая система, это другая галактика!»
Lockers Park School