Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
Поездки по английским школам для меня не работа, а наслаждение. Почти гарантия, что здесь я встречу умных и вежливых людей. А это, согласитесь, особое удовольстви. Сегодня в Oakham School, школе с громким именем, я насладилась беседой с московским мальчиком Матвеем 13 лет.
Матвей пришёл за 2 минуты до назначенной встречи: признался мне, что боялся опоздать. Говорит, в первые недели в этой большой школе на 1000 человек он постоянно опаздывал минут на 20, не мог сообразить, куда идти, не мог себя организовать, голова кругом. Теперь все у него под контролем, гордо сообщает Матвей.
Сказал, что он «ребёнок messy» (смесь английского с нижегородским, уж извините!). Messy означает «любитель бардака, раскидывает вещи». Но, говорит, это в прошлом. В комнате на 3 человека смотри в оба: носок бросишь как попало – его уже увели. Сосед забрал, думал, его! «Быть messy – себе дороже», – резюмирует мой проводник. Что делать, Реальная жизнь!
Глазёнки Матвеюшки горят, он с жаром рассказывает мне, как ему интересно учиться! В России учились по учебникам. Тут – по-другому. А как? Ну, например, география. Был задан проект «является ли город Skeggness хорошим морским курортом». Ребят вывезли в этот город. Там они осуществляли короткий опрос местных жителей о состоянии пляжей, температуре воды, довольны ли те проживанием в данном населённом пункте, есть ли достаточно стоянок для транспорта, ресторанов.
Школьников распределили по разным улицам, где они описывали и подсчитывали инфраструктуру. Делали фото. Далее им предстоит написать проект, создать графики и научно доказать, соответствует ли город Skeggness гордому статусу морского курорта. Вон оно че, Михалыч!
Матвей учился в Москве в хорошей школе и благодарен учителю математики. Но, говорит, 2 учителя – биологии и физики – делили один необорудованный кабинет, «где мы учились по таблицам и книгам, а здесь специально оборудованные классы с реальными опытами». У каждого предмета не то что свой кабинет, а свой блок: здание естественных наук, здание современных иностранных языков, здание технологического дизайна (цеха на 2 этажах впечатляют), здания керамики и изостудии... целый городок!
Конечно, не все нравится в Англии матвею: телефон попадает к нему всего на 3 часа. Но постепенно он привыкает к лишениям такого рода.
Недавно Европа отметила 100 лет со дня окончания Первой Мировой. В английских школах - мемориалы героям обеих мировых войн, имена погибших учеников увековечены на мемориальных досках. Здесь помнят каждого.
Матвей с классом провели 3 дня во Франции, куда отправились на длительный урок истории: изучали Первую мировую войну. А как? Посещали места сражений, например, на Сомме. Топтали ногами поле битвы, где оживал грохот орудий и крики раненых... это не глава в учебнике, это сама жизнь. Такие уроки не забываются.
Сегодня и я многому научилась. В первую очередь, смотреть на вещи широко, долой трубчатое зрение! На доске почета вывешен проект Матвея по физике: он изобразил разные виды энергии в виде... ситуации на ФУТБОЛЬНОМ поле! Ребятам нужно было не просто скопировать из интернета определение типов энергий, а препрднести их использование творчески. Матвей нарисовал футбольное роле с игроками, прожекторами, табло. Отовсюду идут стрелочки.
Вот стрелка от нападающего – он олицетворяет кинетическую энергию. Колонки – звуковая энергия. Подогрев поля зимой – термальная энергия. Прожектор – электромагнитная энергия. И так далее! Знаете что? Теперь он точно не забудет все эти энергии, и даже я парочку запомню!
Переходим узкую автодорогу. Матвей заговорщически предлагает мне перебежать ее не дойдя до зебры 20 метров. Но он всерьёз обеспокоен: «Только, знаете, это ведь нелегально!». Обещаю его прикрыть!
Направляемся в кабинет религии и философии. Мальчик снова демонстрирует мне конспект своей презентации. На рисунке изображён город и атомные подлодки, спрятанные под водой у городской набережной. Я изумлена: а где религия?!
Матвей машет рукой: «В основном здесь философствуем, рассуждаем, какой выбор оправдан, что такое хорошо и что такое плохо». Так вот, атомная подлодка на его конспекте мирная, но представляет угрозу целому городу, и, если ее не взорвать с невинными людьми на борту, она может погубить весь мегаполис. Что же делать: позволить ей умертвить миллионы или поскорее взорвать ее саму вместе с командой?! Вот в чем вопрос! Трудный выбор! Матвей считает, надо взорвать подлодку, и заготовил серьёзную аргументацию.
Как настоящий мужчина, Матвей вожделенно рассказывает мне о еде. Оказывается, в Oakham School аж каждый день меняется меню! И есть даже котлета по-киевски! Вот это жизнь!