Публикация в журнале «Деловой квартал», октябрь 2013 г.
Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
Моя подруга-англичанка только планирует зачать ребенка, но уже обеспокоена вопросом школы: для британцев это главное решение после решения завести детей. «Нам повезло, мы живем в Уимблдоне, вокруг много отличных школ», — говорит она. Нам тоже поначалу везло: мой сын посещал детский сад, где раскрыли все его таланты. Первая учительница берегла нас от волнений, обеспечив прекрасную успеваемость. Наш классный руководитель в средней ступени — чудесный педагог и друг. Все это было в России. Но сейчас мой сын учится в Англии.
В 6-м классе учитель музыки сказала моему сыну. «Ты дебил, пусть тебя дома учат». Завуч пояснила мне, что не имеет права ее увалить. Чуть позже учитель химии дала сыну кличку «неадекватный», о чем сообщила мне при всех на родительском собрании. В российских школах нормально назвать ребенка «сукой» или ни за что влепить «кол». Видимо, с таким набором воспитательных рычагов учите- лей выпускают из вуза.
Наших учителей не учат поощрять в детях стремление размышлять. Ориентир школы — тиражирование подчиняющихся людей. Хорошие ли это новости для класса управленцев, читающих эти строки? Риторический вопрос.
Наверняка немногие знают, что в развитых странах принято тестировать детей на дислексию (ею страдает каждый 10-й человек в России), а также определять, есть ли у ребенка так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивности — когда он непоседливый, носится как заведенный. Это расстройство, по некоторым данным, есть у 38% всех детей. Они могут блестяще учиться, если для этого создана среда Таким, к примеру, был Билл Гейтс. Для Запада норма — оказать таким ребятишкам особую поддержку. У нас обзывают «неадекватными», вот тебе и нехитрый диагноз. Сколько Гейтсов уже загубили?
Из советских времен мы перетащили в наши школы самое плохое—лицемерие и обман. На экзаменах учительница математики следит за учениками, сдающими русский. Она якобы нейтральное лицо. И что делает педагог, призванный обеспечить объективный уровень сдачи экзамена? Смотрит в окно, чтобы «не заметить» списывающих с мобильных телефонов. Ее мотивы ясны: в благодарность коллега «русичка» с таким же пониманием отнесется к классу, пишущему математику. Рука руку моет. Китайцы и граждане ОАЭ массово отправляют своих детей в лучшие , школы мира, чтобы те смогли конкурировать с другими нациями в будущем, обеспечили рост своих стран. Представители российской управленческой и культурной элиты движимы другими причинами: в наших шкалах с детей таких родителей ничего не спрашивают, их боятся. Поэтому за границей учатся сын губернатора Кировской области Никиты Белова, сын певицы Валерии, дочь Ренаты Литвиновой, сын Аркадия Новикова и многие другие.
Окончательное решение отправить сына учиться в Англию я приняла после того, как, явившись в школу с последней моделью iPhone, он сказал: «Эго был самый счастливый день в моей жизни». Мой мальчик стал жертвой культуры потребления: круто прийти в Armani, отдохнуть в роскошном отеле, ну а дорогие гаджеты — это входной билет в круг избранных. Сегодня у моего сына другие трамплины крутизны: он стремится получить А и А* (5 и 5+) по физике и математике, как его друг из Гонконга. Бытие определяет сознание. Сегодняшние российские дети в большинстве ни к чему не стремятся, кроме игры в компьютер и шоппинга. Да, еще есть лепоте наркотики, они в открытую продаются в большинстве школ.
Я против идеализации советской школы, но там было четкое «хорошо» и ясное «плохо». Мы ездили на картошку, становились тимуровцами, регулярно выходили на субботник. Нынешние школьники практически ограждены от любой работы, их не приучают вносить свой вклад на благо общества. В британских шкалах дети выкапывают пруды, убирают кладбища, чистят пляжи. Не дешевая демагогия на тему патриотизма, а реальные дета, стремление к достижениям. На ежедневных 20-минутных ассамблеях им рассказывают о хрупкости дружбы в Фейсбуке, о бесправии женщин в Афганистане, о необходимости экономии пресной воды. И очень часто — как важно готовиться к экзаменам. У них появляется осознание ответственности за собственную жизнь.
Прошлой весной я получила письмо от директора средней ступени британской школы со словами: «Станислав — счастливый, приветливый мальчик, он прекрасно успевает по всем предметам. Мы очень ценим тот вклад, который Станислав вносит в наше сообщество». Я просто заплакала от счастья.