Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
Периодически слышу от родителей: у нас хорошая школа. Понятно, мы все оправдываем свой выбор. Всяк кулик своё болото хвалит. Но если задуматься: «хорошая» чем конкретно?
Вот у меня в школе была учительница начальных классов, Валентина Евстафиевна. Все родители очень стремились к ней попасть, ибо уж «очень хорошая». Я была беспокойным ребёнком: носилась на переменах и даже била мальчиков. На уроках вертелась. Речь про первый класс, если что.
Так вот, эта «хорошая» однажды саданула меня указкой по башке, а указка возьми и сломайся. Она обалдела, конечно. Но не извинилась. И я по сей день думаю: почему ее хорошей считали? И ведь многие мои сверстники поныне с нежностью вспоминают жестоких учителей! Стокгольмский синдром - национальная черта? И не только в школьном аспекте...
В 21 веке, если вы заметили, многое изменилось. И в образовании тоже. Например, в советское время считалось правильным добивать проект: начал книгу - дочитывай, пошёл на танцы - тяни лямку! Сейчас же, наоборот, детей побуждают пробовать и бросать, пока те не найдут дело по душе.
ХОРОШАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ - ЭТО НЕ ТА, ГДЕ НУЖНО СЕБЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ. Наши дети, не воспитанные на примере Павки Корчагина и Зои Космодемьянской, не стоявшие в очередях за колбасой, совершенно не готовы приносить себя в жертву постылой рутине. И пока родители отчаянно цепляются за мертвые критерии ушедшей эпохи, у детей совсем иное мнение.
«Я прихожу в нашу навороченную изостудию, где есть даже гончарный круг, но не знаю, что делать. Учитель даёт скучные задания. Такое чувство, что сам не понимает, чему нас учить», - говорит Аня, 16 лет.
Девочка Лиза, которая в свои 11 лет понимает лучше, чем многие взрослые, чего хочет в этой жизни, сообщает (на беглом английском): «Не все учителя меня любят. Наверное, это нормально для России» (цитирую).
Я смотрю на этого белокурого ангела, рассуждающего, как аспирант, и даюсь диву: ЗА ЧТО они могут ее не любить? Что же это за такой ресурс ненависти, который, кажется, неисчерпаем в наших школах?
Ещё одна москвичка (13 лет) сообщает: «Я учусь в лучшей школе Москвы. Но больше не хочу: у меня нет детства» (цитата). «Я встаю в 5 утра, чтобы выполнить все задания, успеваю заниматься только вокалом». Она шлёт мне тонны грамот за теннис и плавание. Все это пришлось бросить: не хватает времени. Школа бьется за высокие оценки. «Им важен рейтинг, а не личность ученика» (цитата).
При всем уважении, эта школа хорошая для кого? ХОРОШАЯ ШКОЛА - ЭТО КУДА РЕБЁНОК БЕЖИТ С УДОВОЛЬСТВИЕМ. Где на химии взрывается порох, а на физике летают подожженные чипсы и мастерят настоящее радио, где на биологии опытным путем определяют тип диабета по анализу мочи, и режут настоящее свиное сердце.
Где на уроке истории не чеканят параграф, вызубренный на перемене, а галдят, рассуждая, почему война - это плохо, и почему хорошо. А на каникулах едут топтать поле боя на Сомме. Или в Бородино. Это место, где ребёнка встречают с улыбкой, и учителя не просто вежливо рассматривают ученика как источник дохода (и заодно завышают оценки).
А где наставники горят своим делом и любят учеников, болея за их результат. Они не хотят выбросить их в окно «когда доведут», как писала мне одна дама, тоже «хорошая» учительница. Доводят учителей, которым хотят отомстить.
ХОРОШАЯ ШКОЛА - ЭТО ТА, ВЕРНУВШИСЬ ИЗ КОТОРОЙ РЕБЁНОК СЫПЛЕТ ПУЛЕМЁТНЫМИ ОЧЕРЕДЯМИ РАССКАЗОВ О ПРОЙДЕННОМ. Ему было так интересно! Хорошая школа учит креативу, развивая растущий мозг, чтобы он был способен генерировать идеи и находить простые решения жизненных задач.
Как, скажем, в вашей школе проходят уроки изобразительного искусства? Раздали альбомы и мазюкайте красками пейзаж за окном? Или ученики ведут дневник, где объясняют, почему они хотят изобразить определённый сюжет, в какой технике будут работать, какой художник их к этому сподвиг, что их работа должна сказать зрителям? Заставляют ли детей выходить из зоны комфорта и рисковать, задумывая безумные проекты с комбинацией разных материалов?
Главное: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ СЧАСТЛИВ В ШКОЛЕ. Не путать с расслабоном!
Хорошая школа - это когда трудно, но интересно! Дитё должно все время как бы стоять на цыпочках: постоянно тянуться вверх, и регулярно дотягиваться. Но ни в коем случае не упереться в потолок.