Иной раз родители выбирают ПО РЕЙТИНГАМ, не умея их расшифровывать. А они - чёрная бухгалтерия, и, как Сусанин, могут заманить в ловушку. Стоят, например, плечом к плечу в одном из рейтингов (их ещё и куча мала!) Westminster school и Concord college. Пустые звуки для непосвящённых.
КАКАЯ РАЗНИЦА? Результаты одинаково высоки. А для профессионала они – два полярных произведения. Школа симфония Вивальди, и школа артиллерийский марш Новикова. Почувствуй разницу.
Concord college (всегда входит в первые 10). Существует для китайцев и корейцев, их здесь более 80%. Заведение адаптировано к менталитету и потребностям их общества, где развитие индивидуальности для успешной жизни не требуется: конфуцианская модель предполагает подчинение отдельного человека большинству. Китайские и корейские дети уже в 5 лет пишут 2-х часовые тесты, а после уроков, кончающихся в 16 часов, идут к репетирам на дополнительную математику и иностранные языки.
Если к 7 годам ребёнок не блещет знаниями, он потерян для китайской образовательной системы, и его будущее печально. Конкуренция слишком сильная, давление зашкаливает. Дети в этих странах не играют во дворах и не занимаются спортом. Они учатся с 7.00 до 22.00, и речь идёт даже о 10-летних детях! Уже в этом возрасте они самостоятельно работают в библиотеке после длинного учебного дня. В Китае и Корее нет разделения на гуманитариев и технарей: математику знают все!
Был проведён эксперимент BBC: британские дети в 15 лет написали математический тест адекватный 11 классу британской системы (15 лет) за 1 час, тогда как корейцы (весь класс!) – за 15 минут, и учитель посмеялся: мол, это наш уровень начальной школы. Китайские дети привыкли учить и по выходным: этого требуют родители
Традиционные школы Британии «выгоняют» детей на воздух, устраивая по субботам матчи и походы. А школы «для китайцев» наоборот, проводят каждую субботу тесты, и возбужденные дети наперегонки звонят учителям, интересуясь, как догнать полученные 98% до 100%! Тогда как 70% в Британии равно оценке «ОТЛИЧНО», и получить эту цифру очень сложно! Каково быть худшим из отличников в такой душегубке? А если ударником, свят свят? Да ты просто неудачник! Уверенность в себе бьется вдребезги.
Школы типа Westminster и других традиционных школ, лидирующие в рейтингах, желают видеть другое – ВСЕСТОРОННЕ развитого ребёнка, достигшего высот во многих ипостасях. Под своей крышей эти школы собирают уникальный состав из учеников, не только демонстрирующих глубину знаний по разным предметам, но и добившихся каких-то особых результатов типа побед на национальных научных олимпиадах, ставших спортивными чемпионами или концертными пианистами.
Эти школы тоже показывают высшие результаты по 3-м финальным экзаменам. Но они не приемлют однобокости и не считают гонку за оценками своей главной целью: это противоречит самой идее британского образования, которое многогранно. Главная его цель – помочь юному человеку раскрыть все таланты, попробовать многое, и найти себя, свою страсть. Потому что именно наличие дела жизни – ЗАЛОГ СЧАСТЬЯ во взрослом возрасте. А не только и не столько квалификация.
Рейтинг – это отражение финальной точки путешествия. Но как пройден путь длиною В 5 лет? Качество путешествия учеников из школ-соседей по рейтингу может быть очень разным. И стремиться нужно не в топ рейтинга, а подбирать школу под своего ребёнка. Она, как костюм, должна сесть идеально.