«ЛЮБЛЮ БЕГУЩИХ ДЕТЕЙ: ТАКИЕ ПОЛНЫ ЭНЕРГИИ И СЧАСТЬЯ» - делится директор школы Ludgrove, для маленьких мальчиков. А я вздрагиваю от крика завуча моей школы, пронизывающего мозг, как раскалённый прут: «Прекратите беееегать, бестолочи!». Другая галактика.
Сюда поступят малыши принцы Уильям и Гарри. Ореола особого престижа у школы не отнять.
Знакомясь, директор Саймон жмет руку с классическим «how do you do”. Я отвечаю тем же, стараясь соответствовать этикету. Слушаю Саймона уже час. Почти НИЧЕГО ОБ ОЦЕНКАХ. Почти все - О СЧАСТЬЕ маленьких мальчиков (до 13 лет).
Саймон сокрушается: спрос на британское школы превышает предложение, поэтому вступительные испытания все ЖЁСТЧЕ и все раньше. Уже в 9 лет иные школы приглашают детей на тестирования! Тогда как, говорит он, это время, чтобы лазать по деревьям... Дети ещё развиваются.
ТОРТ НЕЛЬЗЯ ВЫТАСКИВАТЬ ИЗ ДУХОВКИ преждевременно: тесто не поднялось... «У ребёнка должно быть ДЕТСТВО!» - страстно утверждает Саймон.
Ценность британского образования - в его ШИРОКОМ ОХВАТЕ. Переход к специализации начинается только в 14 лет, а до этого детей поощряют пробовать все по максимуму. Детям внушается, что КАЖДЫЙ МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ ВСЕМУ. Не умеешь петь и нет способностей? Ну и что, все равно приходи. И никто не будет смеяться или отпускать уничижительных комментариев. Ставить цели, менять их, делать ошибки и совершенствоваться - такова установка британской школы сегодня. Дети растут с пониманием: Ограничений нет. СТРАХА ПРОБОВАТЬ НОВОЕ НЕТ.
Задача школы - дать инструменты, - говорит Саймон. «Чтобы ребёнок делал то, что может. Дать ребёнку ощущение, что ОН МОЖЕТ - главное, что ты можешь сегодня для него сделать». Но сначала нужно найти, ЧТО ЭТО.
Мы классно учим и готовим к экзаменам, но мы также ГОНИМ ИХ В ЛЕС (при школе), чтобы играли в прятки и просто носились. Некоторое давление необходимо, но его нужно соотносить с возрастом. Пока детей не должно особо волновать то, чего они НЕ МОГУТ. Мы учим их чувствовать собственную ценность. Чтобы они БЫЛИ СОБОЙ ДОВОЛЬНЫ. Это основная задача подготовительной школы сегодня.
НЕ обряд инициации и выживание в некомфортных условиях, как было ещё полвека назад.
«В то же время нам нужны не просто уверенные в себе, а ДУМАЮЩИЕ дети. В нашей школе есть учитель, который говорит с ними регулярно о чем угодно: телефонная будка на вершине горы - это искусство? Если подлодка со взрывчаткой угрожает всему городу, но взрыв вероятен 50/50, нужно ли ее уничтожить? Даются дилеммы, на которые нет правильных ответов. Через дискуссию дети учатся анализировать и решать нестандартные ситуации... МЫСЛЯТ.
Большой акцент - на ВНУТРЕННЕЙ ГАРМОНИИ. Ныне это так же важно, как здоровый образ жизни. В школе должен быть такой персонал, с которым ребёнку хочется и можется поговорить по душам. ДОВЕРИЕ ДЕТЕЙ К ПЕРСОНАЛУ - ключевой фактор. Говорить о том, что волнует, очень важно. Не держать в себе. И это всячески поощряется.