Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
Подобно Петру I состоятельные родители прорубают окна в Европу, отправляя своих недорослей в долгий путь к знаниям в надежде получить назад блестящих карьеристов. А когда чуда не случается, родители падают духом, разочаровавшись в хваленом западном образовании. Но никак не в своем методе воспитания.
Проблема в том, что знания, перекочевавшие из голов мировых светил в голову недоросля, не могут разъяснить ему, зачем работать, если живешь на всем готовом, а у родителей достаточно денег, чтобы исполнить любой каприз. Недавно я стала свидетелем разговора мамы и дочери — без пяти минут абитуриентки. Дочь, явно не отличница, рассуждала, не податься ли ей в сферу туризма и сыпала догадками, сколько получает менеджер: «Двадцать, тридцать тысяч в месяц?» Мать отрезала: «За такие деньги я бы и ногу с дивана не сняла». Какой вывод сделает юное создание? Что надо метить на 100 тысяч, не меньше. И закончив институт (где ни ногу, ни руку не поднимет, ибо подработка за десятку — удел черни), разочаровавшись в дурацких работодателях, возвратится на тот же уютный диван, где ее будут поить и кормить, оплачивать авто и возить на курорты.
Летом в пятизвездном отете подслушала разговор еще пикантнее: 19-летние парии обсуждали некого олигарха и его яхту с 3G. «Я бы сам за него замуж вышел! Яхта с 3G — да о чем еще можно мечтать?!».
Я слушаю их и память услужливо напевает песенку Гребенщикова: «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть...»
Если ребенка одевают в Louis Vuirron и Chanel, если он не знает, что такое полный рабочий день, не стоит думать, что он добровольно выйдет из этой вип-зоны комфорта и ринется в страшный мир, где он никому не нужен, где волны конкурентной борьбы так высоки, что его смоет с первым же бризом. А если не смоет, и он все же получит первую работу клерком в приличной компании, пройдя тяжелый конкурсный отбор, то вдруг обнаружит, что треть вроде бы неплохой зарплаты скушают налоги, треть пойдет в карман жадному арендодателю — на оплату съемной квартиры, а на руках останутся жалкие 500 евро? Да это сродни безумству, все равно, что прыгнуть с твердой набережной в бушующий океан! Вот так и остаются на обочине жизни. Богатой и уютной.
РЕБЕНОК, которому в 18 лет приобрели автомобиль и квартиру для учебы в Лондоне, ВРЯД ЛИ возглавит семейный бизнес н сможет РЕАГИРОВАТЬ в кризис. У него просто нет мотивации.
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА МОТИВАЦИИ
В 14 лет Луи Виттон, изделиями от которого балуют юных модников, решил попытать счастья в Париже, куда отправился пешком. Ему пришлось пройти 400 километров, отделявших его от столицы.
Ингвар Кампрад начал заниматься бизнесом ещё в детском возрасте, продавая соседям спички. Он обнаружит, что может дешево брать их большими партиями в Стокгольме, а затем продавать в розницу и иметь при этом хорошую прибыль. Он занимался продажей рыбы, рождественских украшений, семян, шариковых ручек и впоследствии основал предприятие, ставшее IKEA, когда ему было 17 лет.
У них не было денег, но было, к чему стремиться! Как когда-то и у вас, дорогой читатель, вышедший из голодных 80-х с кастрюльками для кипячения бигуди и трико с вытянутыми коленками. Кто-то в 14 лет продавал холодильники, а кто-то в 16 уже владел киоском. Ничего в жизни не давалось без усилий, и вы научились выживать. От фарцовки — к киоску, от киоска — к магазину. И вот вы уже владелец заводов, газет, пароходов. Но ваши дети ничего не знают про фарцовку (и не узнают, если Кремль не наложит санкции на Armani). Им не нужно стремиться к материальным благам, у них уже все есть. Они уже на вершине. И спускаться вниз, чтобы снова взобраться наверх, рискуя упасть, согласитесь, нелогично!
Иногда родители надеются, что чадо-мимоза выйдет из иностранного храма науки с микрочипом в голове и, как стэпфордская жена, начнет воплощать родительские амбиции, отрабатывать «проект». Долой иллюзии! Сын, которому в 18 лет приобрели новый автомобиль и квартиру для учебы в Лондоне не возглавит семейное предприятие и не займет пост зама: идеи не будут роиться в его голове, он не сумеет реагировать в кризис, за переменами не поспеет. У него просто нет на это топлива — мотивации. Нет упертости. Не выработаны рефлексы на выживание. «В мире много образованных изгоев... Всемогущи лишь настойчивость и упорство», — сказал основатель Макдональдса. Но упорство должно откуда-то взяться.
Ведущая реалити-шоу на канадском телевидении. Гейл Ваз-Окслейд сказала в интервью: «Я не знаю, откуда дети взяли, что они могут быть студентами и при этом не быть бедными! Реальность в том, что если у тебя нет дохода, ты не можешь жить так, как жил дома, на содержании родителей. Ты должен приспособиться... Одна из самых больших ошибок моего поколения в том, что мы разрешили детям поверить в возможность иметь автомобиль, красивую квартиру и ходить в салон на укладку три раза в неделю. Они могут зависать в ресторанах и наслаждаться жизнью на деньги родителей, без необходимости расплачиваться за что бы то пи было.»
Многие родители объясняют шикарное содержание своих детей любовью. Чем оказывают медвежью услугу. Если не можете совладать с чувствами, прекратите ждать от чада достижений, а просто обеспечьте ему достойную ренту на всю жизнь. Ребенок, лишенный необходимости заработать деньги самостоятельно, никогда не будет к этому стремиться.
БЕДНЫЙ СТУДЕНТ — ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СТУДЕНТ
Многие студенты на западе работают. Среди них есть и россияне: те, кому не купили кабриолет и кто живет в общежитии. «Путеводитель по хорошим университетам» (Великобритания) пишет: «Большинство студентов очного отделения работают как во время семестра, гак и на каникулах, чтобы свести концы с концами. Такая работа не только наполнит бумажник, но и украсит резюме. Даже труд в баре или магазине показывает, что у вас есть опыт работы с людьми и умение справляться с дисциплиной на предприятии».
Большая часть английских, канадских, американских студентов берут кредит на обучение, который потом будет вычитаться из их зарплаты. Это заставляет их быть в тонусе и держать нос по ветру, многие начинают искать работу задолго до окончания: у них просто нет другого выхода! Американцам даже кредит трудно получить. Деньги, найденные на обучение — уже победа, первый экзамен на выживаемость. Понятно, что такой студент зубами держится за место, хорошо учится и старается выдавить конкурентов.
Самая свежая тенденция: большие компании отказывают блестящим выпускникам блестящих университетов. Теоретически эти гении могут решить любую проблему, но их общение с клиентами губит компанию, они не умеют работать в бизнес-реальности. Отсутствует социальная адаптация, эмпатия, подстройка: то, что обретается опытным путем.
ЧЕМУ ЕЩЕ УЧАТ В ШКОЛЕ
Такой опытный путь может обеспечить семья, будучи последовательной и иногда жесткой, но уважающей личность ребенка. Как волшебная няня (Эмма Томпсон) из детского фильма «Моя ужасная няня». Такие няни — британские школы-пансионы — обеспечивают успешный выход из зоны комфорта и реализацию потенциала ребенка во всем: академически, физически, творчески, социально. Закаляют характер, дарят дружбу на всю жизнь, учат справляться с разочарованиями и конфликтами, которых в жизни будет много. Не быть лучшим, а делать лучшее, на что ты способен. Вот суть таких школ.
Родители часто думают, будто разницы нет, кроме разницы в возрасте, когда отправить ребенка за рубеж: мол, подождем до 17-18, пусть повзрослеет. И вот он, повзрослевший, не умеющий не то что работать, а часто даже заправлять кровать, приезжает в университет, где он предоставлен сам себе, где нужно учиться без всякого контроля со стороны.
Обалдев от свободы, он пускается во все тяжкие, посещает далеко не все занятия. Родителей об этом могут уведомить месяца через два: ведь университет имеет дело со взрослым человеком. А он не готов, и никакой он не взрослый! Не умеет планировать, учить большие объемы, писать эссе, контролировать себя. Всему этому учат в школе. Увы, не в российской.
В Англии считается, что есть вещи, которым можно научиться только в 15 лет, а потом — все, поезд ушел. Уже в этом возрасте ребенок с претензией на успешное будущее должен уметь выполнять большой объем работы, планировать, не ждать напоминаний. А еще — заниматься в музыкальной школе и играть в спортивной команде, раз в неделю посещать кружок юных механиков или готовиться к конкурсу дебатов в европарламенте для юниоров. Его день должен быть расписан, он должен уметь пришивать пуговицу, завязывать галстук, выдерживать дресс-код и ценить каждые 20 минут: их нельзя потратить зря. Подросток с претензией на успех умеет решать конфликты, может заставить всю общагу искать потерянную камеру, в состоянии договориться с врачом о приеме и добиться одноместной комнаты. У него выработаны рефлексы. Он готов к жизни на Земле и на Марсе, а это — конкурентное преимущество.
Только не нужно ожидать, что на выходе из западного вуза выпускника ждет зарплата в 60 тысяч евро в год. Может пройти некоторое время, пока он найдет работу. Детям можно помочь: ведь наличие трамплина не гарантирует удачного полета. Но прыгнуть они должны сами.
ДОМОЙ ЗА УСПЕХОМ
Многие дети возвращаются по окончании обратно в Россию, и родители считают это поражением. Напрасно! Где же патриотизм? Кто будет поднимать страну? Собственно, Петр I затевал все это дело с прорубанием окон исключительно в интересах державы! Китайцы давно отправляют своих детей во все лучшие школы мира с одной целью: реализация 50-летнего плана. Все дети возвращаются домой и делают страну номером 1 в мире. Арабы из ОАЭ шлют детей за границу со схожей целью: чтобы государство могло конкурировать с другими, когда кончится нефть.
На моем опыте — немало примеров того, когда русские дети возвращаются домой для того, чтобы сделать в России успешную карьеру или выстроить свой бизнес. Кристина М. вернулась в родной Красноярск, окончив высшую школу Les Roches в Швейцарии, открыла специализированное турагентство: уже несколько лет оно успешно функционирует. Выпускница той же школы Татьяна Ш. работает специалистом по продажам в отеле Hilton, она только начала свою карьеру, но знает: внутри такой огромной компании легко двигаться по карьерной лестнице.
«Success doesn’t come to you. You go to it!» Главное— идти!