Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
Учитель технологического дизайна в школе-пансионе Oswestry похож на импульсивного доктора из «Назад в будущее». Чувство юмора в полном порядке, гогочем всю экскурсию по его обширному цеху.
DT – это не труды в нашем понимании. Да, здесь тоже можно изготовить табуретку, но сначала изволь сделать дизайн, чертежи, выбрать материалы и инструменты, объяснить в проекте, почему используешь именно их. На научной основе. И каждый делает что-то своё.
Видео работ учеников по предмету «Дизайн и технологии» (DT)
Учитель DT в Освестри – бывший военный инженер. Разрабатывал бомбы, ракеты, орудия для военно-воздушного королевского флота. И не в мирном офисе, а на войне. Вернее, на трёх: в Персидском заливе, в Ираке и в Югославии. Последнее время я много читала про войну в Ираке. Смотрю на него, открыв рот – живая легенда. Ключевой слово – живая... А он ржёт себе! Жесткий английский юмор.
Вытаскивает из мастерской раму для зеркала размером в полный рост. Вроде обыкновенно (для уровня этой школы!), ан нет: оно будет создано точно по модели, из тех же материалов и согласно технике обработки немецкой фирмы Bauhaus.
Показывает нам деревянную колонку (см. иллюстрации). Ребёнок 13 лет должен сам сделать не только внешнюю оболочку, но и всю внутреннюю электрику! И объяснить каждый свой шаг в письменном проекте. Мы с мужем глядим, как бараны на новые ворота. Чувствуем себя необразованными идиотами...
«И мой предмет становится все сложнее!» – радостно заявляет учитель. Открывает коробки с творениями своего любимца – Филипа Старка, демонстрирует изделия учеников, выполненные по образу и подобию. Лампа в виде чайника с вращающимся верхом и другие безумства.
В 16 лет ученик, чтобы получить оценку, должен сдать трудный экзамен, создать продукт и написать портфолио. Рассматриваю эти портфолио, похожие на кандидатские диссертации, и окончательно признаюсь в собственной недоразвитости. Особенно после признания учителя, как много девочек ему удалось привлечь и влюбить в инженерное дело. Портфолио выпускников 18 лет – это уже диссертация докторская, не меньше. Как минимум «Война и мир» по объёму!
Причём Oswestry – это не школа, которая выбирает только талантливых детей! Здесь всякие. Просто им повезло: с таким учителем можно хоть в Ирак, под бомбы... не зря DT-отделение этой школы завоевало множество наград.
На все про все отводится 50 часов – и на портфолио, и на изготовление продукта. Времени не хватает, приходится доделывать после уроков и в выходные. Поэтому так важно организовать каждую минуту своего времени, ведь по другим предметам загруз не меньше. Экзамен на теорию сложный. 15% в нем – математика. Нужно производить расчёты, знать материалы. А значит, естественные науки. И английский должен быть на высшем уровне. Не помешает уметь рисовать и чертить.
«Компьютеры нужны, – говорит учитель, – но нужны и головы. Что будет, если сломаются компы? Нужны hand skills – умелые ручки. Они есть жизненные навыки. Они ведь и дома понадобятся!» Например, сварка. Какие компьютеры ее за вас сделают?
Бросается с гордостью демонстрировать нам модель сложного спортивного комплекса, которую делает его ученик Яков. Пойдёт на архитектора.
«Я побуждаю студентов рисковать! Не бояться нового!» Понятно, он же из армии, бесстрашный абсолютно, это ясно, дети с ним освобождаются от внутренних ограничений.
«DT – моя страсть!» – восклицает учитель. И мы уже поддались его магии, и уже, околдованные, не хотим уходить. Но наш поезд ушёл, и нам, правда, горько, с таким наставникам наверняка бы и у нас получилось.
А ещё он любит моду! Вот это поворот! И передаёт ребятам свою любовь. «Если ты уважаешь детей, они сделают для тебя, что угодно. И им важна система и рутина. Но с ними надо разговаривать, как с равными. Это дорога с двусторонним движением. Если мы не смеёмся и не наслаждаемся уроком, мы не научимся ничему», – так рассуждает старый солдат (sorry, это я для красного словца, ему лет 50 от силы).
«Мы с учителем изобразительного искусства бросаем детей в те направления, о существовании которых они не подозревали, чтобы они пробовали неизведанное, узнавали свои возможности».
Истрию промышленно дизайна тоже учат. И все легендарные имена. Должны же, говорит, ребята знать хотя бы, кто изобрёл пылесос, например! Мол, это ж как дважды два. Энергично киваю! Кто ж не знает Дайсона, изобретателя пылесоса?! Я впервые слышу, но уж теперь не забуду, точно.
«Здесь математика становится понятной, они же тут на практике ее познают. Все кусочки головоломки вдруг ложатся на свои места». Это обучение через делание, а не через слушание.
У нас уже ничего не ляжет. Но у наших детей такой шанс есть. Дайте его им, чтобы они смогли стать конкурентоспособными. Чтобы узнали, на что способны и нашли свою страсть. Насколько мне известно, в российских школах продолжают выжигать по дереву и шить фартуки. А в Англии в 13 лет создают электронику. Вот и вся любовь.