Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
ПРИЧИНА 1. ЗАВЫШЕННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ
Например: ребёнок, поступивший в иностранную школу в 15 лет с невысоким уровнем языка не сможет выдать блестящие показатели в первый же семестр. И на медицинский факультет ему, увы, уже не поступить: поздно спохватились. Родители разочарованы: они обвиняют ребёнка в недостаточном старании и забирают его из школы в родную страну. (Где старания, увы, не прибавляется). «Смысл такие деньги тратить!»- угрюмо заявляют родители.
Или не теряют надежды: «в России у него ещё есть шанс стать врачом». Причём врач - это несбывшаяся мечта родителя, а не ребёнка. Не у всех детей равные способности. Одним нужно гораздо больше времени, чем другим, чтобы поверить в себя и открыться. Но родители не ждут: они давят на ребёнка и сообщают: ну, раз не тянешь, отправляйся домой.
Неуверенность в себе от отсутствия поддержки в результате усиливается, ребёнок закрывается. Он боится разочаровать и в итоге ещё больше разочаровывает. Его шансы на самореализацию уничтожаются собственной семьей! Иной раз родители ставят амбициозные цели высотой в Эверест, стремясь поступить отпрыска в самые селективные школы с бешеным темпом обучения. Чтобы попасть в такую школу в Британии, нужно быть не просто одаренным, но ещё и быстрым, хватким, уверенным в себе и стрессоустойчивым.
Эти школы - не комбинаты по производству супер-отличников из ударников. Они призваны развивать детей, которые ушли далеко вперёд своих ровесников, и которые готовы нырнуть в самые глубокие недра знаний, обучаясь в мега-быстром темпе и под сильным давлением. Такие школы здесь называют «пароварками» и даже поругивают их в кулуарах, мол, нет там у детей детства. Родитель, как правило, сам успешный человек, ставит свое эго во главу угла, бросив дитё в бушующий поток. Но не все щенки всплывают.
Иной ребёнок долбился бы бОльших результатов в более подходящей ему психологически комфортной среде. Ибо дети достигают максимальных результатов только когда они счастливы. В итоге подростки, страдающие от давления, начинают толстеть. Или, наоборот, опасно худеть. Мама с папой видят по диетологам, а все без толку. Помочь здесь может только психолог. И смена школы.
ПРИЧИНА 2. ВОСПРИЯТИЕ ШКОЛЫ КАК ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ТИПА ОТЕЛЯ
Родители иной раз отказываются признавать строгие правила школы, считая, что они платят, а кто платит, тот и заказывает музыку. Передавая ребёнку такой настрой, они оказывают отпрыску медвежью услугу. Итог печальный: ребёнок покидает школу, а семья на все лады поливает «хвалёное Британское образование». Разруха, как известно, в головах, и нечего пенять на зеркало.
Возможно, вас это удивит, но у британских школ, даже у швейцарских, которые значительно дороже, нет сервисной ментальности, и никого обслуживать они не собираются. «Пусть школа отрабатывает бабки», - слышим мы иной раз от родителей. А школа, такая сякая, не упала и не отжалась. Родители платят деньги за образование и воспитание: облизывание самих родителей в стоимость не входит.
За ваши же деньги вам придётся подчиниться уставу. Роль непривычная, но неизбежная! Иначе только потратите нервы или, того хуже, ребёнка попросят покинуть школу: проблемных родителей здесь не хотят так же, как несносных детей.
Некоторые школы даже устраивают интервью для родителей. Мне объяснили так: «когда собрался жениться, хотелось бы посмотреть на тещу» Справедливо, однако! Вот история: маленький мальчик из престижной школы Aldro регулярно отказался следовать инструкциям школы. Посыл шёл от родителей: «ты нам скажи, если у тебя будут проблемы с этой школой, мы разберёмся», - обещали ему предки.
Однажды день рождения мальчика выпал на среду. Родители хотели забрать его праздновать, но школа не разрешила: мол, отпразднуем в школе, а вы увидитесь в субботу. И была непреклонна: таковы правила. Через час на школьной лужайке приземлился вертолёт , и мальчик улетел... больше его не видели. Этот ребёнок вырастет с пониманием, что правила - они других, но не для него.
Британская школа - не самодур. Здесь прививаются привычки, которые становятся характером, а характер - судьбой. Родители платят не только и не столько за оценки, сколько за воспитание. Школа - это всегда общество в миниатюре. И британская школа - зеркало британского мироустройства. Интегрироваться с позицией «что хочу, то и ворочу» в демократическое общество не получится. Здесь жизнь строго регламентирована. Успех иностранного ребёнка зависит от понимания этой истины РОДИТЕЛЯМИ. Иначе - труба. Вам как больше нравится - по правилами или как у нас?
ПРИЧИНА 3. ДРУГИЕ ЦЕННОСТИ
В Великобритании школьники до 13 лет часто не имеют смартфонов, а некоторые школы их не разрешают приносить вовсе. Подростков здесь не одевают в одежду дизайнеров первой линии. Просто не принято. Зато Zara пользуется спросом. Школьники Великобритании не обсуждают вип зал какого аэропорта круче, на каких яхтах они покатались летом и кто прибыл в школу на авто с мигалкой, а кто нет. Мигалки вообще в быту не востребованы, а машины на стоянке даже самых знаменитых школ весьма тривиальны, раритет или немножко грязные. (Что в Британии редкость). Ехал через собственный лес по лужам, вот и запачкался. Понимаете?
Хвастать привилегированным образом жизни своей семьи в этой стране считается моветоном. У британских ребят другие разговоры. «Крутизна» измеряется не вещами, купленными родителями. Дорогие вещи - признак статуса. Его у ребёнка пока нет. Статус нужно заслужить. Если его присвоили в детстве, стремиться не к чему. «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть», - это не про англичан.
В британской школе учат стремиться. Но сначала- они знают - нужно сбросить шелуху домашнего выпендрёжа. Завоевать уважение одноклассников и учителей удастся только собственными достижениями за партой, на регбийном поле, на сцене, в школьном совете... родительские подвиги не в счёт!
Испокон веков британский пансион ставил своей целью вырвать богатых недорослей из их роскошных гостиных и поместить в простые бытовые условия, уравняв по всем фронтам. Аристократическая элита готовилась в школах управлять страной. Для этого, свято верят англичане, сначала нужно научиться справляться с собой: собственными внутренними истериками. С ними согласны психологи: самое сложное - уметь управлять собой. Англичане освоили это искусство в совершенстве.
Вы можете быть уверены: учителя отнесутся одинаково к отпрыску немецкого фармакологического концерна, английского графа, русского бизнесмена средней руки, арабского шейха или... почтальона, который попал сюда по стипендии. Поэтому многие высокопоставленные особы, которые знают, что учителя их боятся, а директор пойдёт на любые уступки ребёнку, лишь бы удержать их чадо в школе, выбирают британские школы.
С точки зрения родительского статуса здесь все равны, компромиссов нет, и за деньги ничего не покупается. Хоть разбейся! Кто был ничем, тот станет всем - этот знакомый девиз вполне созвучен философии британских школ. Нужно смириться, что, приехав сюда, придётся для начала стать ничем. «Оставьте свои меха дома», - советуют англичане, объединив в одно слово всю ярмарку тщеславия.
Уезжая в британскую школу, упакуйте в багаж ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ребенка: будут пользоваться популярностью! А гуччи и луи виттоны лучше не брать. Здесь эта, как сказал поэт, «ветошь маскарада», никого не восхитит. Да и школьная прачечная, поверьте, постирает ваши кашемиры на одном режиме с полиэстером!
ПРИЧИНА 4. КСЕНОФОБИЯ И РАСИЗМ
Неоднократно мы слышали от родителей из СНГ фразы: «Чтоб только там китайцев не было!» или «развели тут Чайнатаун!» Британская школа - это общество в миниатюре. И в этом обществе принято одинаково доброжелательнее отношение ко всем нациям и вероисповеданиям.
Толерантность в этом вопросе - главное, чему вы должны научить ребёнка перед отъездом в британский или швейцарский пансион. Если у Вас другие взгляды, ребёнок обязательно привезёт их с собой в чемодане. И получит твёрдый отпор и неприятие коллективом. Чадо начнёт жаловаться, повествуя о страданиях, идентичным, не ровен час, узникам Гестапо. И кормят тут одним фастфудом, и учитель кричит, и в комнате холодно (даже когда за окном +28), и подушка неудобная, и вообще «все плохо»! Называя тысячи причин, кроме истинной.
Родитель в негодовании набросится на школу, консультанта, опекуна, расскажет знакомым об ужасах английской школы... Но теперь-то вы знаете, где источник ужаса! Однажды московская семья заявила, что школа (речь шла о летнем лагере) должна заменить их дочке соседку по комнате. Ёю должна была стать девочка из Нигерии. Семья обосновала своё заявление так: «вдруг она заразит нас Эболой».
Школа за словом в карман не полезла: сообщила, что замена не светит, и, если клиенты не согласны, дверь открыта. Мол, готовы отвезти юную россиянку в аэропорт и посадить на обратный рейс в Москву.
В Великобритании ксенофобия не допустима. Эту аксиому родителям необходимо помнить так же хорошо, как теорему Пифагора. Кстати, вы помните?
Два слова в защиту китайцев. Во-первых, в британских школах учатся не только выходцы из Поднебесной, а граждане весьма многонациональной Азии. Просто нам они кажутся на одно лицо. Как и мы - им. Во-вторых, учиться бок о бок с китайчатами - благо для наших ребят, часто с ленцой и не самых быстрых. Уже в 5 лет отпрыски КНР сдают тесты, длящиеся 2-3 часа! Дети даже 10 лет занимаются с 7 утра до 22 часов вечера. Они приучены вкалывать.
В Китае нет деления на технарей и гуманитариев: математику знают все! Их усердие и трудолюбие - хорошее влияние. Есть смысл присмотреться. Тем более, на сегодняшний день всем ясно: связи с Китаем, налаженные в детстве, очень пригодятся во взрослом будущем.
ПРИЧИНА 5. ИЗЛИШНЯЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ МЯГКОСТЬ
Многие родители сегодня боятся своих детей. Заигрывают с ними и стремятся удовлетворить любой каприз. Причин масса: соревнование родителей за любовь отпрысков, чувство вины за излишнюю занятость/развод, страх конфликта, нежелание париться (воспитание - это труд). Иной раз отцы и дети меняются ролями: ребёнок правит бал, и ему опасаются перечить. Я не против. Я лишь отвечаю на вопрос, почему у ребят из таких семей приземление в британской школе происходит в условиях жёсткой турбулентности.
В прошлый выходной в Абано Терме за соседним столом ужинала итальянская семья. Сын лет 5 пришёл с соской во рту. Мы с удивлением отмечали: мама с папой разрешают ему говорить, не вынимая соску изо рта. По первому требованию малышу включили айпад. В Европе такое - не норма. Пресытившись мульфильмом, bombino лёг на стол, раскидав по белой скатерти густую шевелюру чёрных волос. Никто из родителей и глазом не моргнул. Напротив, когда сынок, наконец, занял вертикальное положение, мама взяла его за ручку, поднесла к губам и заворковала слова любви.
Как заворожённые, мы с мужем пялились во все глаза. Какой мессидж получает этот малыш изо дня в день? Социальных рамок нет! Наш юный итальяно - король. И попробуй у такого короля лет 5 спустя, когда он железобетонно утвердится в беспрекословном подчинении предков, забрать айфон в школе пансионе! Что начнётся!!!
Могу предсказать действия родителей: они попытаются прогнуть школу. Исходя из давно сложившегося паттерна: потакать дитю. Но данный подход не применим в британском пансионе. Здесь действуют чёткие правила. Нашла коса на камень!
Родители должны отправлять ребёнка в пансион только если:
- никаких королевских замашек у ребёнка нет,
- они твёрдо решили ребёнка замашек этих лишить.
Если же дома на него снова мантию горностаевую воодружают и опахалом на любую прихоть машут, деньги на ветер, господа! Школа в одну сторону тянет, мама-папа в другую. Только согласие РОДИТЕЛЕЙ с политикой пансиона и умение убедить ребёнка, что все правила нужно соблюдать, приведёт к успеху.
Дети-короли часто сообщают о школе негатив с талантом Ганса Христиана Андерсона: нет каши, нет супа, холодно/жарко, нет спорта, все вокруг тупые/мажоры/наркоманы/буллят, кормят одними зелёными яблоками, английскому вообще не учат, учителя орут, ночью заявляются привидения... Родители всему верят.
Один мальчик пошёл ещё дальше (ему - мой приз за креатив) и вкрадчиво поделился с мамой, что его лучшим другом стал ... апельсин. Довольного мальчонку спешно забрали в родное королевство ЧЕХОЧУТОИДЕЛАЮ.
Детей сложно винить: они пока не умеют анализировать свои чувства, и выражают их через гиперболические рассказы, дабы привлечь внимание взрослого. Опытные манипуляторы, они преуспевают. Безболезненное внедрение в британскую школу возможно только если в семье уже действует свод ПРАВИЛ. И есть последствия (наказания), которые применяются, если детеныш правила нарушает. Дабы воспитать ответственность и установить рамки поведения в социуме.
P.S. «Детей надо баловать: тогда из них вырастают настоящие разбойники» (Г.Х.Андерсен).