Рейтинги школ – первое, чем озабочены половина наших родителей. Китайцы тоже в восторге от рейтингов, но с ними все ясно: если ребёнок не получил высшие баллы и не закончил топовый вуз, он потерян для общества. Для наших мам и пап рейтинг – больше вопрос престижа. И, так как данный вопрос будет вечно всплывать на повестке дня, расскажем вам о том, как читать эти загадочные таблицы.
Во-первых и в главных, рейтинги – чёрная бухгалтерия. Там много мухлежа и подтасовки, которым особенно увлечены не все, но некоторые школы в первой сотне. Коварные искусители, они знают, как соблазнить несведущего иностранного родителя. Будьте начеку.
Во-вторых, рейтинги показывают лишь результаты экзаменов, то есть конец одиссеи из 5-2 лет. Получается, как там жил и развивался ваш ненаглядный ребёночек все это долгое время, вообще не важно? Вам оценки подавай, остальное не в счёт? Грустно как-то.
Малверн, например, одна из крутейших школ, заявила, что снимается с участия в этих тараканьих бегах. «Ибо образование ребёнка в современном мире не оценивается по критериям футбольного матча». Harrow – того же мнения. Но все профи сходятся в одном: рейтинги можно рассматривать КАК ОДИН из критериев.
Рейтинговых таблиц много. В одних школа есть, в других нет. Основные исходные для сравнения - GCSE (экзамены, которые сдаются после 11 класса, в 16-17 лет) и A-level или IB - программы, экзамены по которым сдаются после 13 класса, в 18 лет. В международных школах IB сдают после 12 класса, тоже в 18 лет.
Большая часть школ публикуют % высших оценок (7-9), которые являются эквивалентом A-A*), и % оценок A-A* , полученных на экзаменах A level.
Вот вам несколько таких результатов за 2022 в сильнейших школах (GCSE/A level ):
Название школы | GCSE 9-7 | A Level A*- A (IB) |
Charterhouse | 66% | 62% (36) |
Cheltenham Ladies College | 92% | 77% (42) |
Eton College | 94% | 84% |
Harrow School | 75% | 75% |
Wellington College | 90% | 75% |
Westminster School | 99% | 76% |
Wycombe Abbey | 96% | 91% |
Рейтинг школы – это ее результаты экзаменов , и самый эффективный способ не искать школу в рейтингах, а смотреть на результаты за последние 3 года. Правда, пандемийные годы не в счёт: экзамены оценивали сами учителя, а не независимая комиссия, и где-то занижали, где-то завышали (и часто сильно!)
Важно обратить внимание:
- В одних школах выпускников человек 20, а в других - 150. При подсчете среднего результата несправедливость получается. Например, в Heathfield только 40 выпускников, а в Cheltenham ladies - 323. Это означает, что низкие оценки в Heathfield снизят % этой школы в большей степени, чем низкие оценки в Cheltenham , и Cheltenham получит % выше. Просто за счёт большого числа учеников.
- Ваш ребёнок - это не процент! Разница между школой где 85% оценок A* и школой, где их 90%, совершенно не значима. Процентовку нужно расценивать как ориентир. Помните: множество клубов по интересам, которые развивают таланты вашего ребёнка, его уверенность в себе, его мотивацию, борются с его страхами, учат переживать неудачу и социально адаптироваться не отражены в рейтингах! А вам же нужен не робот?!
- Рейтинги A level могут быть обманчивы. Заведёт, как Иван Сусанин! Количество учеников, изучающих тот или иной предмет, может быть разным. Например, математику учит 100, а философию - только 8. А вам философия важна. Надо искать результаты этой самой философии, чтобы понять, какие оценки у выпускников конкретной школы именно по этому предмету.
- Некоторые школы принимают в выпускные 2 класса довольно большое число новых учеников. Обычно это очень сильные ребята, и они дают школе более высокие результаты A-level, в сравнении с результатами GCSE. Следовательно, положение школы в рейтингах по результатам GCSE будет сильно отличаться от положения по оценкам A level.
- Какие оценки демонстрируют академическое совершенство? Выбирая из самых сильных школ страны стоит посмотреть на их результаты только A* (выше отлично), так как % A* и A (в одном флаконе) может у ряда топовых школ быть одинаковым.
- Поступления в Оксбридж -ещё один критерий оценки академического идеала. Однако количество учеников, туда поступивших, может быть отражением уровня изначально набранных в эту школу учеников, а вовсе не качества обучения. Важно также учитывать среднее число поступлений в Оксбридж на протяжении ряда лет, а не смотреть на один год.
- Ну и важно, чтобы такие поступления были в принципе, не зависимо от количества, хотя бы одно за пару лет: это означает, что в школе достаточно мотивированная среда, и одарённым детям оказывается поддержка.