Мир стремительно меняется. Скорость будет нарастать: мы только в процессе разгона. Уклоны в школах - вещь устаревшая. Такая же, как автомобиль «Жигули».
Родители часто пишут: у нас уклон в рисование, подберите школу. Или: «сынок интересуется робототехникой и естественными науками. Вы нам школу с музыкой, театральным искусством не предлагайте». Или: «нам спортивную школу не надо, это не наше». Или: «мой сын учится в лучшей физико-математической школе города. Нам такую же рекомендуйте».
Часто столь узконаправленные запросы оглашаются даже для детей, которым всего 8–13 лет! Мамы-папы спешат определиться, налепить на чадо ярлык. Запечатать еще только начинающий бить фонтан. Увы и слава Богу: нет таких однобоких школ в Британии.
Самое лучшее среднее образование в мире предлагает holistic approach - целостный подход. Чтобы сам ребёнок нашёл себя, а не вы за него решили, НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ ВСЕ ЕГО СТОРОНЫ. В 21 веке развитый ребёнок - и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Даже если сын - математический гений, это не значит, что природа одарила его лишь магией чисел. Одной математикой нынче сыт не будешь: прогрессом рулит соединение наук. Об этом пишет Форбс и твердит Сколково.
В Гарвард, например, не попадешь, даже если ты - вторая Софья Ковалевская. В Америке учеба - это важно, но вторично. На первом плане социальная вовлечённость и особые внеклассные достижения: поступил на биохим, но при этом входишь в первую сотню теннисистов мира среди юниоров? Грезишь медициной, но победил в краевом конкурсе концертных пианистов по классу фортепиано? Добро пожаловать.
Родителям из СНГ это чуждо, непонятно. Время менять мышление! Любая британская школа предложит в изобилии музыку, искусство и спорт. И ещё штук пятьдесят клубов впридачу: от детской модели ООН до «юного предпринимателя», от ювелирного дела до стрельбы.
СПОРТ - ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. В средневековье перспектива устройства на работу не маячила не горизонте юных аристократов, поэтому матчи становились единственным местом конкурентной борьбы. Британские школы - про победу. Победу без бахвальства. И поражение без истерик. Спорт - это обучение держать удар. Каждый триместр ребята пробуют новый спорт, соревнования еженедельно и для всех уровней, от схватки с соседней школой до международной арены.
Для талантливых спортсменов, особенно из российских регионов, попадание в британскую школу означает быстрый выход на международный уровень и стипендию в Лигу Плюща. Только для 3% детей спорт станет способом заработка. Остальные выйдут из школы со спортом в крови на всю жизнь.
Ежегодно все школы ставят несколько спектаклей почти профессионального уровня, а юные технари из Итона и Вестминстера (школы для самых умных) ставят оперы на латыни и французском. Театр освобождает от страха публичного выступления и повышает самооценку.
МУЗЫКА - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЗГА. Она идёт рука об руку с математикой. До 14 лет в музыку вовлекают всех, вне зависимости от способностей. В обыкновенной школе на 400 детей может проходить до 350 индивидуальных уроков игры на инструментах в неделю. Подростки следуют примеру сверстников, и музыкальный пример заразителен. Поэтому в любой школе Британии 50-80% детей будут играть на минимум одном инструменте. Из них от силы 2% станут профи. Но слышали бы вы, как играют сложнейшие симфонии будущие астрофизики!
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В АНГЛИИ - ЭТО НЕ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК и не групповое писанье натюрморта с чайником и рябиновой гроздью в звенящей в тишине. Изо - это креатив.
Выталкивание детей из зоны комфорта и сподвигание их на безумные проекты соединения несоединимых материалов. Требование одно: осмысленность. Это настоящий мозговой шторм, который заставляет извилины шевелиться. Во взрослой жизни они, натренированные, сослужат владельцу мозга добрую службу: будут генерировать творческие решения тысяч повседневных дилемм.
Уклоны возможны лет с 16. Когда все попробовал и определился. Сам! Без ваших отчаянных попыток вывести чадо на образовательную траекторию, социально приемлемую в прошлом веке. Важно, чтобы ребёнок вышел из школы четко зная, чем хочет заняться, + с интеллектуально-спортивной страстью. Ведь жизнь - она не только про работу.