Школа Sidcote в деревне под Бристолем, в Англии, похожа на пышный цветущий сад. Глаз отдыхает, душа радуется: кажется, я на отдыхе в спа-отеле. Говорят, в красоте человек становится добрее и приличнее. Красота спасёт мир!
Ученик школы Марк, 13 лет, на мой вопрос «почему решил сюда приехать» сообщает, что отец объяснил ему «ценность языков и обретения самостоятельности».
«Мне нравится обучение, подход и режим дня. Расписание очень важно для меня: люблю ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ и чёткий план. В Москве не было такой пунктуальности: нас не предупреждали о предстоящих мероприятиях настолько заранее, как здесь. Там присутствовала спонтанность, а для меня это стресс».
«Нравится, что идёшь по школе - и все УЛЫБАЮТСЯ. Как минимум все взрослые. Дети тоже доброжелательны. В Москве такого не было».
«В 9 вечера мы сдаём ТЕЛЕФОНЫ, поэтому удаётся выспаться»- смеётся Марк. Англичане знают, что соц. сети оказывают влияние на тот же участок мозга, что и кокаин, оторваться трудно, поэтому помогают детям освободиться от гаджетов.
Делится наблюдениями: «В России по рисованию просто всем выставляют «пятёрки», и по музыке тоже: там мы просто поем. В Англии серьёзный и индивидуальный подход. Здесь мы пробуем разные инструменты, мы распределены по уровням, чтобы никому не было скучно. Учим базовые вещи, повышаем эрудицию. Мы даже сами Сочиняем и записываем музыку!
На рисовании проходим разные техники, работаем с разными красками: маслом, гуашью, пастелью, акварелью, а также карандашом. Нас поощряют креативить: совмещать разные материалы и стили. Главное - попробовать по максимуму всего нового. Недавно на «текстиле» даже сами пиджак кроили.
Мы учимся фотографировать, соединить в спец программе фото и видео. Сейчас делаем керамическую посуду. Каждый цикл - какая-то тема. Ведь творчество должно быть осмысленным.
Сейчас работаем над темой «КОНФЛИКТ. МИР БЕЗ НАСИЛИЯ». Школа проповедует традиции квакерства - решение проблем без агрессии. Мы будем пытаться высказаться о проблемах мира через творчество, привлекать внимание к проблемам, будь то на холсте или в керамике. Творчество здесь осмысленно: мы должны записать в дневник, как нам пришла та или иная мысль, какую технику мы решили использовать, а какую отвергли и почему. Что наше творение должно сообщить людям, какой в нем смысл».
Марк учится в 9-м классе. Очень удачный выбор: именно в 13 лет британские дети поступают в старшую школу (senior school): много новеньких, дружба только начинается.
Но самое важное, что этот год носит характер ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО и исследовательского. Дети изучают множество наук и искусств, для того, чтобы попробовать ВСЕГО ПО МАКСИМУМУ и в следующем, 10 классе, в 14 лет, уже сделать собственный выбор предметов.
Ребёнок уже не маленький, а также замаячил страшный призрак подросткового возраста. Энергия прет, протест нарастает... В школе для их выплеска созданы все условия.
Поэтому, если вы не решились отправить чадо в 10 (идеально), то 13 лет - ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ для отправки.
Домоклов меч гос экзаменов ещё не висит, и можно спокойно довести до идеала английский - Марк занимается каждую неделю по несколько часов. А попробовать на «вкус» множество видов спорта и клубов по интересам: от дебатов до кулинарии, от робототехники до управления самолётом...
Мы ЗЛИМСЯ на детей, если они начинают изостудию или танцы и бросают. Не успели встать на сноуборд - им уже неинтересно, хип хоп подавай... Но дети смогут понять, что им нравится, ТОЛЬКО ПРОБУЯ И БРОСАЯ, пока не найдут то, что реально по душе. И по способностям.
Семье сложно удовлетворить такому: поиску: ребёнка нужно возить, менять режим жизни. В школе-пансионе все эти возможности - до 40 видов спорта и вплоть до 150 кружков - на одной территории. А если чего-то нет, ребёнок должен лишь проявить инициативу - организуют или будут возить.
Когда я встречаю таких детей, как Марк, я горжусь. Горжусь, будто это я их мама, и представляю себе, как тёплая огромная волна счастья накрывает родителей от осознания того, что свою работу они выполнили на «отлично».
Ведь школа лишь полирует и украшает уже готовый продукт.
Недавно мама одного мальчика с плохим поведением заявила мне с вызовом: «Вот и посмотрим, как школа проявит свой профессионализм, как заинтересует моего сына. С удобными-то детьми легко!»
Однако британские школы - НЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, как иногда ошибочно полагают. Они для детей, которые хотят учиться и брать от жизни все.
Ребёнок преуспеет в британском пансионе только если ценности семьи соответствуют школьным.