Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
Ваш ребенок — смышленый и остроумный, но школьные оценки при этом «с двойки на тройку». Да еще и мешает на уроках всему классу. А может быть, ваш ребенок — задумчивый мечтатель и фантазер, но учеба ему никак не дается. Во многих странах мира проблема «специфические трудности в обучении» признана официально, а значит, с ней уже умеют справляться.
В мои 80-е наш класс вмещал в себя целый букет неудачников. Тощего Митю, вечно молчаливую жердь, не способного дать внятный ответ ни на один вопрос учителя. Сашу, хулигана с «шилом в одном месте». Максима, толстяка-тормоза. Окрики «пишешь, как кура лапой» были частью его и нашей повседневности, как и тройки, которые ему лепили в сердцах, будто мстили. Вся эта братия раздражала учителей, мешала их «плановым показателям». В редкие минуты энтузиазма они старались донести до «этих бестолочей» разумное, доброе, вечное, но срывались на крик и беспомощно вызывали родителей.
Изменился ли микромир типичного класса средней российской школы в текущем десятилетии? Или в классе вашего чада проживают такие же Мити, Максимы и Саши? Возможно, кто-то узрел в них до боли знакомые черты?
Сегодня наука знает, в чем дело, и в развитых странах с этим активно работают. SpLD (specific learning difficulties) переводится как «специфические трудности в обучении». Это термин-зонтик, объединяющий дислексию, дискалькулию, дисграфию, синдром Аспергера, диспраксию и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такие трудности выпадают на долю 15% населения Земли, в разной степени сложности. 1 из 5 детей страдает от SpLD. Это не менее 5 детей в каждом классе любой российской школы!
НЕТ ТАКОГО СЛОВА
О такой диковине как дислексия многие из нас узнали не от докторов, а из интервью с голливудскими звездами. С Томом Крузом, например, которому в школе никак не давалось чтение. На самом деле, дислексия — это не только проблемное чтение и письмо. Восприятие последовательности исторических событий дислексиком может быть далеко от реальности. 11 это лишь отдельные проявления, усложняющие ребенку процесс обучения. Для диспраксиков трудностью становится выполнение комплексных задач во многих видах спорта. Ребенок с синдромом Аспергера может страстно желать участвовать в активной жизни школы, но ему нужна серьезная поддержка — не только в классе, по и на спортивных занятиях. Не приходится сомневаться, что большинству российских школьников не поставлен верный диагноз. В основном их считают просто «трудными» детьми. Записывают в неуспевающие, в «клоуны». Ребенок так или иначе приспосабливается к школьной среде, использует здравый смысл, остроумие, интеллект, артистичность чтобы компенсировать действие синдрома. Но и эти возможности не безграничны. «Мы знаем случаи выявления сильнейшей дислексии в выпускном классе, когда адаптационные возможности ребенка истощались окончательно», — пишет британский «The Good school guide».
С годами SpLD не проходит. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности, в существовании которого по сей день сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и СМИ, в 30-70 % случаев переходит во взрослый возраст. Многие взрослые, у которых данная проблема не была выявлена в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, причина трудностей в изучении нового материала, в организации своей жизни и в личных отношениях.
У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
По моим наблюдениям, на российских родителей наводит ужас сама мысль о любом из вышеописанных диагнозов, поэтому в большинстве своем они стараются не замечать проблемы, чтобы «не приклеивать ребенку ярлык». Их можно понять: российская педагогика пока не умеет деликатно работать с такими диагнозами. Специалистов катастрофически не хватает. Направление к невропатологу или даже психологу рассматривается родителями как чуть ли не как намек на умственную отсталость. Но своим детям нужно помочь! Ведь вы не оставляете сына или дочь без очков, если зрение портится, лишь бы не прозвали «очкариком»?!
Многие дети с трудностями в обучении очень умны и обладают экстраординарными талантами. Различные трудности в обучении испытывали в детстве Альберт Эйнштейн, Ричард Брэнсон, Билл Гейтс, Кира Найтли, Стивен Спилберг, Том Круз, Уолт Дисней, Томас Эдисон, Майкл Фарадей и Стив Джобс.
На сегодняшний день в российских школах нет обязательного сканирования на выявление SpLD. В Великобритании же существует более 100 школ-специалистов, каждая из них имеет свои отличия. Можно выбрать школу, подходящую способностям и особенностям каждого конкретного ребенка. Методы работы варьируются от минимального вмешательства до индивидуально разработанного учебного плана. Кроме того, во многих частных школах есть такие отделения специальной помощи, или, как минимум, в этих школах учится несколько детей, нуждающихся в особой поддержке, и им оказывается профессиональная помощь. Иногда число дислексиков в обычной школе доходит до 40%.
КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ
Моим гидом по школе Sutton Valence в 2013 г. был глава школьного сообщества, 17-летний Джон. Глава — значит, отличник. Самый зрелый из своей параллели, активно вовлеченный в жизнь школы молодой человек. Джон собирался поступать в один из колледжей Лондонского университета и при этом являлся дислексиком. «Наша школа считает достижением, если школьник, получавший оценку D (двойка), вышел на уровень С (тройка), и эта победа не менее важна учителю, чем оценка А* (5+), полученная отличником», — говорит Джон. Sutton Valence — обычная частная школа, где дислексикам оказывается помощь во время уроков, а также организуются индивидуальные занятия, дается дополнительное время на экзаменах. «В нашей школе такие разные дети, но мой сын никогда не чувствует себя не в своей тарелке: учителя всегда чутко улавливают, когда ребенку нужна поддержка», — говорит мама ученика-дислексика из Sutton Valence.
Великобритания является одной из самых передовых стран по работе и пониманию детей со специфическими трудностями в обучении. За исключением нескольких Скандинавских стран, Британия однозначно лидирует в данной области в Европе, Азии, Австралии, Новой Зеландии и Южной Америке. Британские школы часто бывают озадачены заключениями психологов из других стран.
Bredon school в Глостершире — одна из самых профессиональных, принимает детей самых разных способностей. Про директора мистера Хевитта сотрудники говорят, что он «повсюду». Ему нравится проводить время с детьми, на переменах он сам раздает им печенье и наливает сок: это возможность «поболтать». Он любит «награждать, хвалить и рекомендовать». «Многие дети приходят сюда с очень зыбкой верой в себя, мы хотим ее укрепить», — говорит он.
Максимальный размер класса здесь — 15 человек. Большая часть из 230 учеников школы пользуется возможностями центра дополнительной помощи. 90 ребят — с диагнозами дислексия, диспраксия и трудности в общении. Такие диагнозы не воспринимаются здесь как помеха: «Все дети разные, и все одинаково ценны». 10 профессиональных сотрудников, имеющие квалификацию для работы с SpLD, работают здесь на полную ставку. Маленькие группки встречаются со своим тьютором два раза в неделю для мониторинга прогресса. Родители в восторге от заботы о детях: «Они искренне беспокоятся о них — если есть проблема, они слушают. Всегда есть с кем поговорить», — сообщает отец одного из учеников.
В выпускных классах наряду с традиционными математикой, экономикой, историей, театральным искусством и испанским можно изучать инженерное дело, программирование, сферу здравоохранения, сельское хозяйство, криминалистику, спорт и бизнес.
Все дети трудятся на собственной школьной ферме, вырабатывая навыки и уверенность в себе. Гоняют на горных велосипедах, играют в регби, лазают по скалам и плавают в школьном бассейне. Скульптура, работа с металлами популярны в школьном центре искусств. Автомеханика, стрельба но глиняным голубям, лакросс также очень успешны. «Сначала физическая активность, потом — выполнение учебных задач», — утверждает и российская психология.
В Bredon приезжают учиться не только со всей Англии, но даже из далеких Пакистана и Дубая. Родители школьников — инженеры и бизнесмены, фермеры и знаменитости. Для поступления в Bredon не проходят письменных тестов. Потенциальных учеников приглашают провести в школе гостевые день и ночь. Диагностирование детей осуществляется крайне осторожно. С этим не спешат. Наблюдают. Чем, кому нужна помощь в обучении, она будет оказана на высшем уровне.
По окончании ряд детей поступает в хорошие британские университеты, часть начинает собственный бизнес, идет в криминалистику или искусство. Школа явно развивает креативные и предпринимательские таланты. Эта маленькая школа полностью трансформирует жизненные перспективы ребенка с SpLD, меняет его жизненный сценарий. Л в родной стране на него, скорее всею, махнули бы рукой.
Единственная преграда для российских детей — английский язык. Не все британские школы адаптированы под иностранцев-дислексиков, несвободно владеющих английским. Но школа найдется: нужно просто обратиться к профессиональному консультанту.
Присмотритесь к своему ребенку. Возможно, в плохих оценках или поведении «неуд» нет его вины. Перестаньте нервничать, выход есть. Ваш ребенок может свернуть горы, расцвести из гадкого утенка в прекрасного лебедя, попав в хорошие руки! Дайте ему шанс.
Дислексия — неспособность быстро и правильно распознавать слова, осваивать навыки правописания и чтения.
Диспраксия — нарушения движения у детей при нормальном мышечном тонусе. Подверженные ей дети с трудом выполняют сложные движения, у них нарушена координация.
Синдром Аспергера — характерен серьезными трудностями в социальном взаимодействии, неуклюжестью, а также ограниченным репертуаром интересов и занятий
Дискалькулия — неспособностью к изучению арифметики.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ). Ребенок с СДВГ импульсивен, постоянно отвлекается на посторонние звуки и предметы. Не обращает внимания на детали или забывает их, делает ошибки в заданиях на внимательность. Про таких говорят: «шило в одном месте».
20 признаков специфических трудностей в обучении у детей школьного возраста
(по данным британского The Good School Guide)
Многие дети испытывают нижеперечисленные симптомы в большей или меньшей степени, но если вы насчитали более 3–4 в списке, стоит задуматься о профессиональной помощи.
- Отвлекает внимание класса, ведет себя как клоун.
- Проявляет агрессию.
- Злится сам на себя, часто по самым тривиальным поводам.
- Не любит ходить в школу.
- Испытывает стресс, начав выполнять задачу или когда нужно работать самостоятельно.
- Не хочет выполнять домашнее задание, особенно без посторонней помощи.
- Не очень хорошо успевает в школе (у некоторых детей наблюдается регресс).
- Избегает чтения книг или не получает от него удовольствия.
- Может читать, но медленно. У него хорошее зрение, но читает вслух односложно (или отказывается читать вслух). С трудом изучает текст.
- Заявляет «ненавижу математику», тогда как на самом деле не понимает ее.
- Не организован — поздно принимается за работу, последним заканчивает собирать вещи и выходит из класса. «Забывает» сделать уроки или подготовиться к контрольной.
- Забывает, какая задача была поставлена, не может запомнить более 2 или 3 заданий одновременно.
- Ясно выражает мысли, но не может описать их на бумаге.
- У него «паучий» почерк, работы выглядят неаккуратно, а рисунки красками — неразборчиво.
- Странным образом держит ручку. Может забыть, где нужно начать писать, и/или не смочь аккуратно скопировать написанное с доски.
- Натыкается на вещи, неуклюж и плохо ориентируется в пространстве. Ему может быть трудно прыгать, ловить мяч, он может буквально запутаться в собственных ногах.
- Имеет хороший слух, но часто слышит не то, что сказано. Может повторить предложение дословно, но не понять его смысла или не уловить нюансов.
- Ему сложно завязывать и сохранять дружбу, может полностью избегать социальных контактов. Может быть застенчивым и/или избегать смотреть в глаза.
- Страдает от перемен. Даже радостные сюрпризы могут огорчить.
- И наконец, у него родители с такими же симптомами.
Не эти проявления случаются время от времени в любом нормальном детстве. Вот почему так сложно выявить SpLD). Если школа не тестирует каждого школьника при поступлении, некоторые дети будут упущены.