Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
Переехав в Москву, подруга пишет: устроились в хорошем доме, и рядом школа с высоким рейтингом. Вчерашние советские школьники свято верят: во что бы то ни стало надо попасть в хорошую школу! А хорошая - она обязательно высоко в рейтинге. Наверное, так и есть для Москвы, Алматы и Киева, но СОВСЕМ НЕ ТАК для Лондона и Бристоля.
Главное отличие одной школы от другой - не качество, а ТЕМП ОБУЧЕНИЯ. В британских школах при приеме формируют ОДНОРОДНУЮ ученическую массу, исходя из уровня интеллекта и быстроты соображаловки кандидатов. Здесь никого не тянут, не стоят над душой. Наоборот, ОЖИДАЮТ от ребёнка определенной скорости. Что это значит?
Объясняю на ярких примерах:
Каждый день я хожу пешком очень много и быстро. Я никогда не стою на эскалаторе в метро, я БЕГУ вверх. Не говоря уже о беге вниз! Тогда как некоторые люди просто идут по эскалатору. А БОЛЬШИНСТВО - вообще стоят! Бег вверх, и даже вниз по лестнице для них утомителен. В итоге они успеют сделать гораздо меньше меня. Но им трудно жить в моем темпе.
Тогда как их скорость для меня просто невыносима. Поэтому мы с ними не могли бы учиться в одной английской школе. Понимаете?
Еще одна аналогия:
В бассейне я плаваю кролем, на среднем уровне любителя, то есть 2-3 юношеский разряд (не фонтан, но лучше, чем большинство). Когда мне удается обогнать пловца, идущего на соседней дорожке чуть быстрее меня, душа поет, в легкие поступает кислород ликования, уверенность в своих силах наполняет мои паруса, мои техника и время сразу улучшаются. Если же соседом по тренировке оказываются широкоплечие юркие мужики, все летит к черту.
Пока я судорожно пытаюсь оттолкнуться от бортика, они, сделав пару мощных гребков, уже на середине бассейна. Мне, амбициозному существу, за ними не угнаться, и паруса моей уверенности сдуваются, как старый воздушный шарик, и повисают ушами спаниеля. Я начинаю метаться, двигаться быстрее, в тщетных попытках быть хоть чуточку лучше в собственных глазах, теряя кислород, выбиваясь из последних сил. Я обречена на провал: пропасть между нами слишком велика. Она становится еще больше, потому что мне страшно, видя, как они плавают. Страшно, что мне уже никогда не забраться на их вершину.
А ведь я отношусь к меньшинству, которое неудачи лишь раззадоривают и побуждают преодолевать! Но даже достигатора можно морально убить. Не говоря уже о многих, кого неудачи отбрасывают назад. Или отправляют прямиком на дно. Не все щенки всплывают!
Еще один яркий пример в качестве контрольного выстрела в голову:
Моя приятельница и ее муж - триатлонисты. Оба вырвались далеко за грань человеческих возможностей и заставляют нас, обычных двуногих, млеть от их мощи и достижений. Но! Тренируются они по отдельности, потому что иначе мужу придется буквально плестись рядом с женой, или ей выбиваться изо всех сил. Даже на уровне титанов есть свои категории ТЕМПА!
Вот так и в британских школах. Они набирают детей, которые могут учиться в ОДНОМ ТЕМПЕ (на математике, иноязыказ и естественных науках их поделят на ЕЩЕ несколько кучек, чтобы скорость усвоения материала стала максимально идентичной). То есть все изучают одну программу и готовятся к одним экзаменам, но учитель объясняет один раз в одном классе, двадцать раз в другом и сто раз в третьем.
И те, где он объясняет только один раз, все сразу поняли и не парятся от скуки, а идут дальше, в глубины. Вернее, не идут - летят! Из классов, где учитель объяснил 20 раз или 100 раз, дети не полетели, но вышли из кабинетов, ПОНЯВ материал. То есть цель достигнута, как и в случае в теми, кому объяснили один раз: они ВСЕ теперь имеют шанс получить высший балл на экзамене. Понимаете?
То есть шансы на поступление в топовый вуз ОДИНАКОВЫ у того, кто учится в школе с очень быстрым темпом и у того, кто в супер медленном. Важно, чтобы темп ПОДХОДИЛ ребёнку так же, как кроссовки или костюм. Если вы засунете ребёнка, которому надо объяснить, условно, 3 раза (даже не 100, а всего лишь 3), в класс, где все все поняли с первого раза, вы этому ребёнку перекроете кислород уверенности в себе. Он начнёт давиться углекислым газом паники и страха ощущения, что он тупой.
«Но он же попал в эту школу», - скажете вы, - «значит, пусть пашет», скажете вы. «Хорошо», - отвечу я. Он попробует. Но темп для него не комфортный, как долго он протянет?
Вот вы попробуйте в течение месяца каждый день бегать по эскалатору. Или просто бегать. КАЖДЫЙ ДЕНЬ! Без компромиссов. Или краситься за 10 минут, если обычно вам надо 30. ИЗО дня в день, без перерыва. И тогда вы поймёте ощущения этого ребёнка. Колющий бок, усталость, неудачно наложенный тональный крем или криво нарисованные брови - вот и у ребёнка все пройдёт на перекосяк.
Тогда как учись он в школе со своим темпом, он бы сделал все качественно, получил бы высокие оценки и поступил бы в правильный вуз, возможно, топовый. Правильный Темп важен и для быстрых, и для медленных, и для средних. Быстрые должны быть с быстрыми, в одной упряжке. Horses for courses, или КАЖДОМУ СВОЕ, товарищи.
Ребёнок должен попасть в СВОЮ школу по темпу. Это ПЕРВОЕ и ГЛАВНОЕ условие. Не ломитесь в топ, не зная, почему вы туда хотите попасть. Ломитесь, если ребёнок реально может и должен там учиться. Если ваша мотивация - «чтобы поступить в топовый вуз», так это из любой школы можно!!! И - нет, шансы не выше, если средне -темповый ребёнок поступит в топовую школу. Они тогда НИЖЕ. В Великобритании совсем другая кухня, господа.