Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
Про школу West Buckland вы вряд ли слышали: эта скромница прячется среди бесстыдно ярких зелёных полей приморского Девона. Одно из тех мест, где ты чувствуешь, будто приехал к любимой бабушке. Где прощаясь не протягивают рук, а прижимают к мягким грудям. Здесь улыбаются во весь рот. Будто ты - свет в окошке, и только тебя и ждали!
Ты ловишь их флюиды рептильным мозгом, как антенной. Чувства не обмануть. Доводилось ли вам встречать директора, знающего по именам не только всех учеников, но и их собак?! Понимаю, представить сложно.
Но однажды мне удастся заманить вас в West Buckland. К тому же, они здесь не только улыбаются: уже который год школа входит в 40 лидирующих по результатам A-level. В Британии, если что, аж 2600 частных школ
В наших странах считается, что учеба - это нечто напряжённое. Родители переживают, что уехав на британскую чужбину, ребёнок отобьётся от рук: «здесь-то я за ним слежу, и то он мало что делает».
Принуждение прокатывает только в краткосрочной перспективе. Что будет после школы, а главное - после вуза? Кто будет заставлять ТОГДА?
В нашей стране образование - автобус, едешь пялишься в окна, слушаешь монотонного гида, на конечной выкинули, двери закрываются. Дальше-то что, вот в чем вопрос! В Британии образование - велосипед. Тебя поддерживают, отпуская все чаще. Но педали ты всегда крутишь сам. Уверенно выезжая за ворота школы во взрослую жизнь. Чувствуете разницу?
Итак, КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ?
Как из любого природного материала, ничего особо не хотящего, с руками в карманах/на телефоне, функционирующего в режиме максимального сохранения энергии, им удаётся вылепить целеустремлённое существо с интересом к учебе?
Почему можно быть уверенным, что у английской школы получится, при всем уважении, гораздо лучше, чем у вас? Объясняю. Дети проживают в резиденциях, или бординговых домах, где за ними следят Хауз пэрентс - «родители» + сестра-Хозяйка (матрона, она же «Бабушка») и их собаки/кошки. Не менее 5 раз в день ученики отмечаются, и система устроена так, что персоналу известно, где находится ребёнок в конкретный час.
В ряде школ дети не имеют права вернуться в резиденцию до окончания учебного дня, то есть до 16.30, и нет риска, что кто-то отсиживается в комнате. У каждого своё четкое расписание уроков, матчей, тренировок и клубов, которые грамотно вплетены в учебный день, все четко распланировано, случается строго по времени. Поэтому все успевается без хаоса и суеты. Посещения отслеживаются. За время обеда ребята умудряются поесть и сыграть концерт или сходить на дополнительное занятие по предметам.
Сначала нашим сложно войти в такой ритм, учитывая, что никуда нельзя опаздывать. Мой мальчик стонал: «в обед у меня всего 20 минут поваляться на кровати!». Но быстро привыкают к планированию, понимая: это предохраняет от стресса.
Домашняя работа каждой возрастной группы выполняется в одно и то же время, под надзором дежурного учителя. Ученики выполняют задание в библиотеке, в социальной комнате в резиденции или в своих комнатах, при открытых дверях. Учитель проверяет, чтобы использование смартфонов имело место исключительно во имя домашней работы, а также помогает детям. Ибо не Цербер он, а поддержка и опора.
У каждого ученика есть тьютор- персональный наставник, встречающийся с ним раз в неделю, чтобы обсудить все дыры и учебные косяки. Школа очень заинтересована в высоких результатах, поэтому родители могут быть уверены: детям дышат в спину! Где-то дышат нежнее, а где-то дыхание из человеческого переходит в огнедышаще-драконье. Не все выносят градус такого давления, и родители должны понимать: можно переусердствовать, пропихивая ребёнка в топовую школу. Но это уже тема другого поста.
Итак, давление и контроль обязательны, но из-под палки результатов не добиться. Оказавшись в английской школе, ребёнок попадает в мотивирующую среду. Бытие определяет сознание, помните? Все свежие огурцы, помещённые в банку с рассолом обретут в итоге единый вкус. И британская школа по тому же принципу замаринует ваше дитё. Уж извините за сравнение.
Британские среднее образование остаётся магнитом для местных и для элиты мира, поэтому здесь оказываются дети, чьи родители очень заинтересованы в результатах. Местные недоросли, коих в школах большинство, с яслей растут в окружении добрых учителей и интересных уроков, поэтому на переменах они обсуждают изученное, а не кто где отдыхал, какие шмотки приобрёл и в какой ночной клуб попал.
Система ценностей наших детей меняется под воздействием сверстников: подростки, движимые стадным чувством, делают то же, что и сверстники. Так, ребята-спортсмены вдруг начинают играть на фортепиано: потому что так поступают их новые друзья! Потихоньку они разбираются в ситуации: уважение ровесников здесь можно заслужить не демонстрацией нового смартфона, а готовностью выйти на регбийное поле в дождь и снег и биться за свою команду.
Постепенно дети лишаются нашей вечной оборонительной стойки и играют в спектаклях, не боясь выйти на сцену и облажаться. Ведь никто не засмеёт. Их уверенность в себе крепнет с каждой мини-победой: за все, что можно, здесь хвалят без устали!
«КОГДА ТЫ СЧАСТЛИВ, ТЫ МОЖЕШЬ БОЛЬШЕ», - говорят в West Buckland. Воодушевлённый ребёнок жаждет прыгнуть ещё выше.
И прыгает, получая регулярный мониторинг тьютора и увлекательные уроки, которые проводят в новой для него манере: с обилием опытов, в виде дискуссии, учителем, который все время шутит, может сесть на пол или привести в класс собаку.
Постоянно поощряемый, и в то же время контролируемый, ребёнок чувствует себя в безопасности: четкое соблюдение правил этому способствует, спросите любого психолога. Наказания, как и поощрения, здесь неминуемы, «договориться» невозможно. Любимчиков нет.
Обретя мотивацию и уверенность, ребёнок идёт и пробует, бросает и снова пробует - благо, выбор огромен. Он выходит из стен школы с желанием учиться и познавать. Это важно для адаптации к ПЕРЕМЕНАМ: в грядущую эпоху искусственного интеллекта придётся учиться/меняться все время. Те, кто не полюбит учиться, останутся на обочине.
Конечно, вы можете их содержать до конца ваших дней. Но принесет ли это чувство удовлетворения?