Образование за рубежом.
Мы создаем историю успеха ваших детей и внуков

Телефон в Лондоне:

+44-777-184-72-52

Ценности и контингент в британских школах

Не так давно одна из наших мам задала мне вопрос: «Наталья, скажите, пожалуйста, какой контингент учится в британских школах? Что это за дети? Какие у них жизненные принципы?»

Вот об этом, друзья, сегодня пойдет речь.

Вопрос на самом деле очень правомерный, потому что в британских частных школах учатся дети состоятельных родителей, родителей богатых и иногда очень богатых. Поэтому вполне естественны эти опасения. Ведь в некоторых странах в сообществе, где собираются такие дети, есть ситуация высокомерия или какой-то собственной исключительности, разговоры на материальные темы, желание похвастаться гаджетами, люксовыми отелями, яхтами и так далее.

Так вот, в Британии всё совершенно не так. Здесь, несмотря на то, что дети приходят из таких семей, их приучают, наверное, к самому главному – к скромности. Ещё Елизавета I, дочь короля Генриха VII, говорила о том, что скромность – это, пожалуй, главная добродетель англичанина.

Скромность охватывает все слои британского общества и весь здешний уклад. А как вы знаете, любая школа в любой стране – это общество в миниатюре. Поэтому естественно, что лучшие школы в мире, которыми являются британские, воспитывают характер. И для них самое главное – это не оценки. Да, здесь оценки тоже очень крутые и их очень сложно заработать, при этом они очень высокие. Каждый ребенок здесь достигает своего потенциала. По крайней мере, тот ребенок, который учился здесь долгие годы, обязательно заработает самые высокие оценки, на которые он только способен. То есть у него будут глубокие знания.

Но все-таки это вторично для британских школ-пансионов. Самое главное – и, в общем, именно по этой причине они и создавались – это сформировать характер, сформировать систему ценностей молодого человека. Объясню, что это означает.

Во-первых, в британских школах, также как в британском обществе, в целом, не принято кичиться деньгами. Не принято рассказывать о материальном, не принято хвастаться достижениями родителей. Ребенку дается понять с самого начала его пребывания в пансионе, что мы оставляем дома всю вот эту «ветошь маскарада», выражаясь словами Пушкина. Не надо, так сказать, привозить собой меха. Здесь не принято одевать детей в бренды, потому что бренды – это символ статуса. И статус ребенок должен сначала заслужить.

Скажем так: кто был ничем, то должен стать всем. Но сначала ты становишься ничем, приезжая в эти достаточно скромные обители британских школ-пансионов. В этом тоже есть глубокий смысл, потому что испокон веков дети аристократов, которые жили в шикарных дворцах, вырывались из своих роскошных гостиных, и их помещали в те времена холодные комнаты по 50 человек с очень неудобными койками. Для того чтобы дети начали приспосабливаться к реальной жизни и выходить из своего «пузыря», в котором они жили дома, окруженные слугами и несметными богатствами. И начали соответственно приспосабливаться к реальной жизни и учиться управлять собой. Но об этом я скажу чуть позже.

Итак, в Великобритании не принято кичиться деньгами, не принято кичиться материальным, не принято хвастаться, не принято в школах разговаривать о том, как ты приехал с мигалками, в какой крутой сейшельский отель ты ездил в последние каникулы. Если даже идет обмен, что вполне естественно, между детьми на эту тему, то он будет носить немного другой контекст, чем тот, к которому мы привыкли.

Расскажу пример. Я уже сказала, что в Великобритании не принято одевать детей в бренды, и здесь до 13 лет почти никто из детей не имеет смартфон. Вы знаете, что во многие подготовительные школы вообще нельзя привозить смартфоны, а в те, куда можно, их выдают максимум на 30 минут в день. Большинство детей для связи в этом возрасте имеют либо очень старые смартфоны, давнишнего поколения, которые им дали родители, либо у них может быть просто старая Нокия.

Несколько лет назад у нас был один мальчик, который приехал в Англию из Москвы с родителями. Семья эмигрировала, и мальчик должен был пойти в школу в 11 лет. Он очень сильно переживал, что папа не купил ему новый смартфон и что он пойдет со старым и опозорится. То есть он уже систему ценностей, привезенную из Москвы, перекладывал на здешнюю. Какое же было облегчение мальчика, когда он пришел в школу и увидел, что большинство детей без смартфонов, а у одной девочки был какой-то очень древний папин смартфон, который был ей дан для связи. С этого дня жизнь малыша наладилась и он смог наслаждаться уже реальными детскими интересами.

Приведу еще один пример того, насколько материальный аспект маловажен для британских пансионов, если не сказать больше: что этот аспект школами вообще отрицается. Несмотря на то, что эти школы стоят больших денег и здесь учатся дети из обеспеченных семьей. Есть, например, такая школа Ellesmere – обычная, классная школа-пансион, которая находится в английской глубинке. И в ней  учился (не так уж давно, ему сейчас чуть больше 30 лет) герцог Вестминстерский. Его уровень по богатству в Великобритании равен 12, то есть он 12-й по величине состояния во всей Великобритании.

Его владения точно конкурируют с британской королевской семьей, и он является крестником Принца Джорджа. Так вот, мальчик учился в этой школе с самого начала и до выпуска. Его звали просто Хью, и никто понятия не имел о том, что он миллиардер и герцог, приближенный к трону. Только на момент 18-летия тайна стало явной, когда мальчик пригласил своих одноклассников в свой дворец. Когда ребята подъехали к кованым воротом, перед их взглядами распростерлась очень длинная аллея. Подъехав ко дворцу, а не просто к какому-то дому, они увидели, что там, условно, гуляют Принцы Уильям и Гарри. Конечно, все одноклассники были повергнуты в невероятный шок. Вдумайтесь: столько лет никто не знал о статусе этого ребенка, и меньше всех ребенок был озабочен тем, чтобы похвастаться своим одноклассникам о своем уровне финансов и о своем высоком титуле.

Могу также сказать относительно школы моего ребенка, который учился на острове Мэн. Это оффшорная зона, соответственно, его называют остров миллионеров. Несмотря на то, что остров очень маленький, там есть терминал для частных самолетов. Так вот, в пандемийный год 6 детей прилетели на частных самолетах. Как сказал Стас, мой сын, никто понятия не имел, что это ребята такого финансового уровня, просто потому, что об этом не принято разговаривать, все приехали, все оделились в форму и все равны. То есть сын рыбака и сын президента остается на абсолютно одинаковом уровне, никто не будет заискивать перед сыном президентом. Или перед сыном владельца фармакологического концерна, который тоже учился в школе моего сына. Сын говорит, они узнали об этом совершенно случайно через полтора года после того, когда мальчик начал учиться в школе.

Материальные вещи не важны. На первое место выходят другие. Когда я еще только приступала к изучению британских школ, я читала в путеводителе отчет инспектора, который с вдохновением рассказывал историю. Он невольно подслушал разговор подростков на автобусной остановке, которые уже ушли из школы и ждали автобус. И эти дети цитировали французскую поэзию.

Я тогда думала, ну разве такое возможно, это какие-то сказки, это какой-то рай, который совершенно невозможен. Наверное, я по-прежнему потрясена тем, что такое возможно. Мой сын рассказывал, как в школе за счет того, что уроки очень интересные, за счет того, что старшеклассники изучают разные предметы, ученики встречаются на большой перемене или на обеде и начинают обсуждать изученное. Он говорит, разговор может зайти за политику, потом он может перекинуться на историю, что логично, потом он может перейти на географию и дальше на физику и закончится математическим уравнением. То есть они не обсуждают на перемене клубы, поездки, кто где отдыхал, кто что купил. Они обсуждают другие вещи, по крайней мере, бОльшую часть времени.

Еще хочется рассказать не очень приятный случай, который у меня произошел на заре моих занятий этим бизнесом. У нас был клиент, мальчик 12 лет из Армении. И так как это было в начале 90-х, вы понимаете, что тогда наши первые богатеи были, скажем так, не очень отесанные. И я, к своему сожалению, получила не очень приятное письмо от директора школы, который мне рассказывал, как много и часто этот мальчик хвастается деньгами и возможностями своих родителей.

Тогда, естественно, не было шанса провести zoom-встречу, потому что всего этого не существовало, а родители не говорили по-английски, общение по телефону тоже было затруднено. Поэтому директор решил написать мне, и он сказал: «Вы понимаете, что в нашей школе учится достаточно много детей – представителей старинных династий, у которых возраст состояний зашкаливает за 500 лет». Это было очень давно, но мне до сих пор ужасно стыдно, хотя, конечно, можно извинить мальчика, потому что он не виноват. Но мне было поручено объяснить семье, что больше так делать не нужно.

С другой стороны, хотя прошло уже много лет, и я 27 лет в этом бизнесе, но по-прежнему проскальзывают, к сожалению, от родителей из наших стран, эти два слова: «я плачу». Их лучше в Британии забыть. Платят все, это естественно, это также естественно, как встать утром, открыть глаза, почистить зубы, то есть это не какая-то эксклюзивная ситуация, платят абсолютно все.

То есть британская школа-пансион – это своего рода закрытый клуб, участие в котором – привилегия, и естественно, за эту привилегию ты платишь, это не обсуждается. Но школы здесь не являются частью сфера обслуживания, они не считают себя таковыми, и подавляющее большинство – это некоммерческие предприятия. То есть школы Великобритании гигантское количество лет (а самой старой школе 1400 лет!) остаются на рынке. Их единственным конкурентом может считаться христианская церковь, поэтому я думаю, что предприятиям такого уровня мы можем доверять.

Так вот, бОльшая часть этих школ не являются коммерческими предприятиями, у них нет бенефицара, и поэтому они могут быть совершенно беспристрастными. Но, честно говоря, даже те, у которых есть бенефицары, у которых есть владелец, они тоже беспристрастны, они ничего не будут делать за деньги, это менталитет.

И в подтверждение хочется рассказать историю, которую поведал один из учетелей Итона, россиянин, который приехал сюда еще 80-е. Был один папа с Рублевки, который сказал: «А что если не мы сюда, а они к нам. Я на Рублевке расселю всех учителей, самых лучших, буду им всем платить в два раза больше, и они будут обучать моего мальчика». И что вы думаете? Никто не согласился поехать на Рублевку, даже за двойное жалование. Хотя здесь учителя в частных школах получают очень хорошо, и даже есть профессура, которая предпочитает работать в частных школах, потому что в университетах зарплаты будет ниже, чем в школах.

Порядка 60% всего, что платят родители – это фонд, который идет на зарплату учителей, потому что сюда привлекают таланты. Так вот, даже за двойное жалование никто не согласился ехать на Рублевку. Почему? Они сказали, а что это за мальчик такой эксклюзивный, что перед ним все должны так танцевать? То есть это совершенно нездоровая среда для ребенка, и дело вообще не в деньгах, а в том, что дети должны социализироваться. Обучать одного мальчика – это верный путь к тому, чтобы сделать из него монстра: это что за демонстрация такой эксклюзивности подростку? Это полностью противоречит всем ценностям британской системы воспитания. У того папы с Рублевки ничего не получилось, и дополнительный аргумент был в том, что даже Уильям и Гарри, внуки Королевы, спокойненько себе проживали в Итоне и ходили в туалет и душ в конце коридора. И ничего страшного с ними не произошло, даже наоборот, пошло им на пользу. Никто не приезжал к ним во дворец, чтобы их обучать.

Еще одной ценностью британского образования является доброта. Доброта – это перерогатива британского общества, и в Лондоне очень комфортно жить, потому что ты окружен реально добрыми людьми. И, как я уже сказала, школа – это общество в миниатюре. Когда ты приезжаешь в британскую школу, ты всегда чувствуешь, что ты попал в какую-то невероятную теплицу доброты. Особенно в подготовительных школах концентрация доброты просто зашкаливает.

И, конечно, очень приятно там находиться и очень приятно знать, что твой ребенок живет в такой обстановке. Потому что только в обстановке доброты он может расправить крылья, он может почувствовать себя в безопасности, для подростка очень сложно создать подобную обстановку. Доброта должна быть действительно искренней для того чтобы ребенок чувствовал себя психологически комфортно в первую очередь. Британскую школу волнует исключительно психологический комфорт. Как вы уже поняли, материальный комфорт – это абсолютно вторично и на воспитание оказывается скорее негативное влияние, чем наоборот.

Во всех школах вы будете видеть плакаты, где написано «будь добрым», все учителя будут, естественно, своим поведением побуждать детей быть добрыми. То есть будут организовываться разные мероприятия, которые будут этому воспитывать. Здесь дети очень много занимаются волонтёрством, ходят в младшие государственные школы, там могут читать лекции, помогать, обучать языку, проводить семинары. Дети часто ездят в другие страны, в Уганду, в Румынию, строить там дома.

С самого детства детей в школах-пансионах воспитывают, что ты привилегированный ребенок: только 7% британских граждан могут позволить себя обучение в этих школах. Ты привилегирован, поэтому твоя задача не только брать, но и давать, жизнь дала тебе уже очень много, поэтому ты должен отдавать долг жизни, ты должен что-то давать людям.

И, собственно говоря, сами эти школы – тот же Итон, Винчестер, Хэррроу – самые знаменитый школы для мальчиков – отпрысков аристократии – были изначально созданы не для того, чтобы этим мальчикам набить голову знаниями и чтобы они получили оценки. А для того чтобы этих мальчиков воспитывать, чтобы они затем стали во главе страны. Но для того чтобы управлять страной, сначала они должны были научиться управлять собой. То есть нужно было сначала сформировать их характер, нужно было настроить их на служение обществу.

Британская школа – это, прежде всего, ориентир на социальную ответственность. Здесь в детях формируют желание служить обществу, желание чем-то отличиться и что-то сделать для других людей. То есть да, конечно, здорово, что после того как ребенок закончил школу, нашел себя, умеет достигать цели, умеет встать с колен и идти вперед, если даже постигла неудача. Для наших родителей деньги – это что-то новое, у нас нет понятия династийных денег, хранящихся по 500 лет. Понятно, что многие родители ориентированы на бизнес, ориентированы на заработок и надеются, что и дети тоже будут зарабатывать. Это все здорово, но для британских школ это скорее бонус, а не приоритет. Приоритет для них –  это именно желание сделать что-то для других людей, сделать что-то для общества – to make a difference, чем-то отличиться, чем-то именно в общественном ключе.

Касаемо доброты хотела бы еще рассказать историю, которая произошла с одной моей знакомой Еленой. Она приехала в Британию когда-то давно вместе со своим мужем и четырьмя детьми. Дети уже учились в частных школах, старший мальчик поступил в Итон. Но здесь случилось большое несчастье: муж очень серьезно заболел и заболел так, что он больше не смог вернуться к делам, то есть она, по сути, осталась добытчиком, которым она не являлась. Ей пришлось искать работу, они оставили свой большой дом и потеряли, естественно, домашний персонал, пришлось продать машину и купить какую-то очень маленькую, которой она стеснялась. Ну и плюс, естественно, вопрос обучения в школах стал ребром, потому что школы стоят немалых денег.

И что вы думаете? Здесь как раз ситуация, когда школа и общество проявляют себя. Мы все знаем, что друзья познаются в беде. У ее мужа в России отжали бизнес. И многие друзья, которые были друзьями в тот момент, когда финансово она стояла на высокой планке, куда-то делись в сложной ситуации. А здесь школы стали можно сказать спасителями.

Две младших девочки учились в подготовительных школах, и эти школы сказали, что они готовы взять на себя 100% оплату за всё в течение целого года. А что касается двух старших детей, то им школы дали bursary, это специальная финансовая помощь, которая оказывается здесь ученикам, родители которых неожиданно оказались в сложной ситуации. То есть тебя не выбрасывают просто так из школы.

Елена говорит, английские родители очень сильно помогали. Они присылали еду, продукты с фермы, кто-то со своей собственной фермы, присылали одежду, некоторые присылали чеки и писали в открытке, которая прилагалась к этим чекам, мол, Марк (так зовут ее сына) отдаст, не беспокойся. Естественно, они не предполагали, что Марк им должен это отдавать, когда вырастет, они таким образом помогали Елене сохранить свое достоинство.

Я считаю, что это просто потрясающе, я сейчас рассказываю это и у меня мурашки. Елена говорит, что у нее была такая ситуация с этой машиной: когда она пересела с крутой тачки на что-то совсем скромное, она очень нервничала по этому поводу, думала, что люди будут показывать на нее пальцем. Я утрирую, конечно, но в общем, что люди будут думать о ней не очень хорошо. Она оставляла машину за углом, боясь парковаться на школьной стоянке. Но когда сын это заметил, он ее провел специально по этой стоянке, показал ей некоторые автомобили. Вот это, говорит, машина, управляющего авиакомпанией British Airways, она совсем старая. Здесь никто не стремается, здесь не считается, что ты обязательно должен продемонстрировать свой статус, приехав на Феррари, Майбахе или Бентли. Здесь этому не придается такое большое значение. И, честно говоря, финансовый уровень человека, когда машина стоит на школьной стоянке, можно узнать по грязи. Потому что, естественно, в Англии очень чисто, и если у тебя на машине грязь, это значит, ты ехал по узкой проселочной дороге, с лужами, может быть, через свой собственный лес. То есть это показатель того, где ты живешь. Кто бы мог подумать?

Елена говорит, что эмоциональная поддержка была тоже очень колоссальная. Люди постоянно приглашали на чаепития, на обеды, иногда даже устраивали их специально ради нее, просто для того, чтобы поддержать человека. В этом появляется доброта, естественно, эти родители, которые транслируют такую доброту совершенно искренне, передают ее своим детям. И вот эти дети приходят в школы, и передают эту доброту нашим детям, и наши детям могут у них учиться.

Какие дети учатся в Великобритании в школах-пансионах? Как я уже сказала, это 7% населения, которые могут позволить себе оплачивать стоимость школ. Конечно же, здесь все очень гордятся возможности отдать своих детей в подобную школу, то есть англичане не обучает своих детей за рубежом. Система в британских школа родилась 1400 лет назад, и она как в сок из апельсина постоянно выжимает все самое лучшее из былых эпох, и они уже 7-милльными шагами идут в ногу со временем. Часто даже опережая время, потому что уже сейчас готовятся и обсуждают вопрос, как готовить детей к жизни в 22 веке.

Но это для нас не самая главная тема, для нас главная тема – это ценности. И я хотела бы подчеркнуть, что школы для англичан это, пожалуй, самое главное достижение. У нас принято гордиться домом, квартирой, ювелирным украшением, машиной и еще чем-то. В Англии гордятся школами, то есть те люди, которые не могут отдать детей своих в частные школы, прилагают все усилия, чтобы отдать детей в грамматические школы. Это очень старые школы, которые когда-то давно были открыты королями для детей бедноты, то есть это очень круто. Да, в Англии, правители всех времен стремились, чтобы народ был образован.

В Англии, если ты не можешь отдать ребенка в грамматическую школу, то ты сделаешь все возможное, чтобы отдать его в какую-то рейтинговую государственную школу. Для этого родители переезжают. В Англии очень сложно что-либо продать, купить – это очень-очень напряженная, стрессовая процедура, которая может длиться годами. Поэтому родители переезжают специально для того, чтобы быть рядом с какой-то школой (а место ты можешь получить только если живешь, условно, в 500 метрах от этой школы). Эти родители просто герои, но этим занимаются очень много родителей, потому что для них это приоритет.

Кто-то приписывается к определенной церкви, хотя это очень светское общество, но все равно при церквах бывают очень классные государственные школы. Родители приписываются к церкви, они должны туда ходить каждую неделю в течение 5 лет, и после этого они могут гарантированно получить место в школе. То есть люди идут на эти очень длительные commitmance и занимаются этим в течение нескольких лет.

И вы знаете: для того, чтобы поступить здесь во многие школы нужно готовиться практически с младенчества, и люди этим занимаются. То есть они записываются в детские садики, в некоторые здесь можно записываться только до того момента, пока не исполнилось 3 месяца беременности. Этот вопрос для англичан является приоритетным. Это их лейтмотив, это краеугольный камень.

Здесь не принято хвастаться. То есть это делаться более утонченно, потому что понятно, что мы все люди и иногда хочется чем-то там хвастануть, блеснуть, но это не машины и не дома. Это школы. И часто люди, даже скажу такое грубое слово, стремаются, если им не удалось определить ребенка в ту школу, которая была для них пределом мечтаний. Если собирается какая-то вечеринка или ужин, родители боятся, что сейчас зайдет разговор про школы и им будет нечего сказать. А те, кому есть что сказать, наоборот, блещут и очень рады тому, что можно сообщить всем, где учится ребенок.

В общем, мораль сей басни: в Великобритании Феррари – ничто, школа – всё.

Как вы понимаете, бытие определяет сознание. И очень важно, в какой социум вы определите ребенка. И ценности ребенка формируются в основном социуме, особенно если этот ребенок подросток. Это ваша рассада: куда вы ее посадили, там она и будет расти или наоборот не расти. И если мы хотим, чтобы из нее вырос очень крупный, классный стебель, толстый, со сладким плодом, метафорический выражаясь, нужна очень особенная теплица. Британские школы – это те самые теплицы, где вырастают дети с определенным уровнем ценностей.

Понятно, что в этих школах учились очень часто отцы, деды, может быть, прадеды, поэтому мы видим здесь семьи, для которых обучение и воспитание – это очень важно. Не просто для престижа, а для того, чтобы их дети стали реально классными людьми, чтобы они научились владеть собой, чтобы они стали социально ответственными.

Поэтому когда мы помещаем своих детей в этот социум, то они, естественно, подвергаются влиянию этого социума. И поведение в Англии – это ключ. Поведение гораздо важнее, чем оценки. Если ты не понимаешь то, что у тебя должно быть определенного уровня поведения, что ты должен подчиняться правилам, что ты должен вести себя так, как предполагает это общество. Какие бы у тебя не были достижения в спорте, в искусстве, в оценках – ты будешь изгоем. И скорее всего здесь не приживешься.

Очень важно в школах-пансионах, и это ещё одна из ценностей, которой они учат – умение владеть собой, умение подавлять свои внутренние истерики. Естественно, дети сюда приезжают и не умеют это делать, но постепенно они этому здесь учатся. Изначально пансионы создавались именно по этой причине, чтобы ребенок, который встанет во главе государства, смог сначала управлять собой.

Учитесь властвовать собой – это про британские школы. Здесь этому учат. Очень важно родителям понимать, что «барские замашки» здесь не прокатят. Здесь детей учат быть проще, учат перестать чувствовать себя исключительным, учат уважать других, не только старших, но и других детей. Уважать, например, уборщицу.

В Англии нужно понимать, что здесь нет отношения к обслуживающему персоналу как к слугам, которое на самом деле часто прослеживается в той же России, когда с официантом обращаются, на мой взгляд, крайне высокомерно. Не все, но это достаточно частая тенденция. В Англии это исключено. Этого делать ни в коем случае нельзя. То же официант для вас как равный партнер, который сейчас осуществляет определенную работу. Но это совершенно не значит, что он вас будет ублажать или как-то перед вами пресмыкаться или вы имеете право грубо ему слово сказать, грубо нельзя ни в коем случае.

Здесь в Англии вообще грубость, любой намек на агрессию, пассивная агрессии – это все бан, запрещено. Этого ни в коем случае нельзя делать. И этому тоже учат детей. Агрессивное поведение – это самое худшее, что может случиться с ребенком в школе-пансионе. От родителей ожидают того же. Любой намек на агрессию и, скорее всего, школа будет с вами расставаться.

Хочу рассказать историю про одного мальчика, который у нас учился в одной очень крутой английской школе. И пришел он туда тоже из крутой школы в Москве, но крутизна этих школ совершенно разная. Московская школа (не буду называть ее имя) – одна из самых известных, самых мощных и самых богатых московских школ. И, конечно, в этой школе были определенные критерии, по которым ребенок мог чувствовать себя на пьедестале. Прежде всего, это были материальные факторы. Оказавшись здесь в крутой школе, неожиданно этот ребенок потерял почву под ногами, потому что здесь дети этим не хвастаются. Дети неожиданно стали рассказывать о своих спортивных достижениях, о своих победах в творчестве, о том, чем они занимались летом, например, покорили какую-то вершину. Не о том, как они круто загорали на частном острове и на Сейшелах, а именно о реальных достижениях лично, а не достижениях родителей.

Мальчик почувствовал себя очень потерянным, у него выбило почву из-под ног. Он начал звонить родителям и говорить: «Мне не дают играть в футбол». Вы знаете, в английской школах спорт меняется три раза в год. В этом первом семестре было регби, а он еще и в регби не умел играть. То есть ему нужно было выйти из зоны комфорта, и нужно было, возможно, пережить ощущение, когда ты чувствуешь себя не очень адекватно, когда тебе страшно, что тебя осудят, что ты такой весь из себя косолапый и неловкий.

Ему нужно было пережить это состояние, которое в наших странах, в наших школах очень сложно переживать, потому что он над тобой могут начать улюлюкать, смеяться. А ты же еще не знаешь, что здесь в Англии это безопасно, потому что у тебя только первый месяц обучения.

Соответственно, мальчик начал цепляться за этот футбол, в который он играл хорошо. В надежде, что если сейчас его допустят к футболу, он тут всем покажет. Естественно, этого не произошло, потому что всё идет своим чередом, и футбол нужно было ждать. Мальчик звонил домой и рассказывал, что школа плохая, что ему здесь не комфортно, и родители стали очень сильно сомневаться в том, что определили его в хорошую школу. Сомневаться в нас, естественно, как в компании, которая порекомендовала ему эту школу.

Процесс привыкания занял длительное время, и это, кстати, одна из причин сложной адаптации. Ребенок столкнулся с совершенно другой системой ценности, и ему нужно было достаточно длительное время, чтобы пережить и к этому адаптироваться. Надо отдать должное, родители все-таки пометались-пометались, но оставили его в этой школе, и он сейчас ее заканчивает, причем на очень высокие баллы. Он потихонечку приспособился и пошел ноздря в ноздрю с системой. Как я всегда говорю, многое зависит от родителей. И если родители тоже гнутся, то есть у них есть определенная гуттаперчивость в этом вопросе, то у ребенка тоже все получается.

Итак, еще раз резюмируем: деньги в британской школе роли не играют. Не только в плане того, что не нужно кичиться, а вообще никакой роли не играют. Вы за это платите, но это не сфера обслуживания.

Я хочу сказать больше: английские родители, и часто не только английские, и российские, и украинские, и казахские родители, иногда делают школе какие-то подарки. Построить бассейн или построить кабинет технологического дизайна или оборудовать тренажерный зал. Такого плана подарки. Естественно, это делает тот, кто хочет, это не обязательно. Иногда бывает так, что школа может отправить письмо и сказать, что нам нужны деньги и мы собираем добровольный сбор. И люди платят, те, кто может себе это позволить.

Иногда русские родители не понимают, они говорят, мы вообще не поняли, в чем прикол. Иногда это бывает еще до момента поступления в какие-то крутые школы, и они задают вопрос: «А наш ребенок тогда гарантированно поступит?» Им говорят: «Нет». Они говорят: «Мы не поняли, а почему мы тогда должны платить, если мы даже еще не поступили?». Им говорят: «Просто здесь так принято, ты хочешь сделать что-то полезное, принести какую-то пользу детям».

Или была ситуация в Итоне, который и так не дешево стоит, да и попасть туда сложно, и школа богатая. Но однажды они отправили письмо всем детям, которые играли в теннис, потому что на одном из теннисных кортов начали пробиваться корни дерева, все-таки площадке уже 600 лет. Так вот, школа написала письмо, пожалуйста, если у вас есть возможность, давайте скинемся. В таком случае мы сможем очень быстро это все выкорчевать и подготовимся к сезону. И все родители заплатили, то есть они посчитали нужным это сделать, хотя их никто не принуждал, и даже если бы они не заплатили, никто косо ни на кого не посмотрел бы. Здесь просто так принято.

Я это всё к чему пытаюсь сказать? Чтобы у родителей, которые отправляют детей, возможно у вас, не было ощущения, что если я плачу, то я могу требовать. Здесь собираются скорее единомышленники, члены одного клуба, и они чувствуют себя привилегированными просто от той мысли, что они вступили в этот клуб. И клуб периодически может у них что-то просить и предлагать, или они тоже могут что-то предлагать, естественно. Но всё это происходит на основе равноправного, взаимоуважаемого и очень вежливого сотрудничества, очень вежливого диалога.

Если когда-то вы захотите что-то спросить у школы, если, например, ваш ребенок звонит в слезах или рассказывает вам какие-то истории, вы должны немедленно связаться со школой. Ни в коем случае это нельзя пропускать, потому что, скорее всего, получив обратную связь, вы сразу успокоитесь. Обязательно нужно задавать школе вопросы, но вы должны понимать, что ваше обращение должно носить максимально вежливый характер.

Не забудьте: то, что вежливо для нас, для англичан звучит очень грубо. Поэтому чем больше вы этот «словарный салат» приправите вежливыми выражениями, тем лучше. «Не могли бы вы», «спасибо вам», «я вам очень благодарен», «я очень ценю» – чем больше этого будет в вашем письме, тем лучше. Потому что если у вас сразу наладится диалог со школой, в котором вы показываете, что вы школу уважаете, то вы на правильном пути.

Я уже сказала, что школы не считают себя бизнесами и даже если они таковыми являются, если у них есть владелец, они все равно станут абсолютно беспристрастными, и здесь никто никого не может купить. То есть коррупционной составляющей нет. И именно поэтому данные школы привлекают элиту мира.

Если перед некоторыми сильными мира сего у них дома пресмыкаются, их боятся. Учителя во многих частных школах вынуждены определенным образом вести себя с учениками, потому что у них есть директива сверху. Так как это частное предприятие, и они заинтересованы в том, чтобы люди продолжали им платить. В Англии такого не будет, здесь есть очень четкая система ценностей, есть очень четкая система правил. Шаг влево, шаг вправо – и до свидания. Это очень круто, потому что эта система в хорошем смысл без компромиссов, поэтому она позволяет формировать привычки.

И вот здесь мы подходим к еще одно очень важной ценности – это соблюдение правил.

«Почему англичане такие зануды?» – иногда говорят мне родители. Потому что главное – не оценки, главное – формирование характера. Главное – воспитание достойного человека. И если мы показываем одному ребенку, что ему можно сейчас пойти на компромисс: дать сладкое, когда нельзя, или забрать на день рождения во время учебного процесса, когда другие будут учиться – получается этому ребенку можно, а другим нельзя. То есть правила для всех, но не для него.

Была такая ситуация в школе Aldro – это школа подготовительная, фидер для Charterhouse. Один маленький мальчик, 11 лет, учился там, и родители изначально говорили ему, что если эта школа сделает тебе что-то, ты скажи нам, мы их разнесем. То есть изначально ребенку было дано такое послание. Так вот, у этого ребенка день рождения выпадал на среду, и родители хотели увести его отпраздновать день рождения где-то вне школы. Школа отказала и сказала, что вы можете забрать ребенка на выходные отпраздновать день рождения, а в среду мы будем праздновать в школе. Родителям это не понравилось.

Так как решение школы было финальным и его невозможно оспорить. Никто не может надавить на школу, никто не может позвонить в силовые структуры или какому-то крутому знакомому в правительстве и как-то изменить решение – это исключено. Поэтому родители, поняв, что они уперлись в глухую стену, поступили по-своему. В среду после уроков прямо на лужайку возле школы опустился вертолет, в которой зашел этот мальчик, чтобы больше в школу никогда не вернуться. Бывает и так.

Остальные дети остались в школе и их родители желали, чтобы дети подчинялись правилам. И в итоге у них начали формироваться привычки. Привычки ведут к формированию характера, и, как сказала Маргарет Тэтчер, характер становится судьбой.

Плюс, так как эти школы находятся в Великобритании, то есть в демократическом обществе, они готовят детей к жизни в демократическом обществе, в котором на самом деле всё регламентировано. И часто я слышу вопрос, как же быть со свободой? На самом деле, в других обществах, где господствует коррупция, система кумовства и договоренностей, ты как в чистом поле. Носишься в разные стороны без какого-то алгоритма, пока тебя не собьют.

Здесь можно привести очень хорошую фразу древних римлян, которую я всегда использовала как эпиграф в правилах своей компании. «Храни порядок, и он сохранит тебя». Вот и всё.

Каждый выбирает своё. Но если вы отправляете ребенка в британский пансион, вы должны осознавать, что вам нужно будет починиться правилам. Даже если вам кажется, что эти правила сегодня один раз можно обойти. Или если вам кажется, что эти правила какие-то глупые. Нужно просто знать, что здесь будет по-другому. Вы же поэтому и отправили сюда ребенка. Некоторые вещи вам могут казаться очень странными, но результат здесь гораздо лучше, чем в вашей домашней школе. Именно поэтому британское образование привлекает всю элиту мира и самих британцев.

Никого не хочу обидеть, но не в Молдову отправляют учиться, не в Россию, даже не во Францию. Отправляют именно в Великобританию, из той же Франции, из Австрии, из Испании, из Америки, из Швейцарии. У нас клиенты повсюду. Все хотят отправлять детей именно в Великобританию.

Хочу закончить тем, что из английских школ в результате выходит дети уверенные в себе, но не наглые. Это, наверное, ключевое их качество. Дети добрые, которые хотят помогать другим. Которые понимают, что они родились в привилегированной семье и они хотят отдать долг жизни. Они понимают, что им никто ничего не должен, и что нельзя все время брать, а нужно еще отдавать. Это, наверное, самые главные вещи.

Я вам скажу честно, я очень рада, что своего ребенка отправила учиться в Англию. Он когда-то тоже был мега увлечен материальным. Мы из регионального города, и он учился в государственной школе. Но все равно у нас был особенный класс, платный, и там было очень много богатых родителей, значительно более состоятельных, чем, например, наша семья. Один из пап входил в сто самых состоятельных бизнесменов России. Вы понимаете, какого уровня разговоры у них были и какие стремления начали формироваться на тот момент у моего сына.

Честно говоря, это было самым главным толчком, почему мы в результате отправили его в Великобританию. Несмотря на то, что я, конечно, давно хотела его отправить. Но вот это его увлеченность материальным и ощущение, что тебе все обязаны, что ты центр вселенной, формирование эгоцентризма – всё это побудило меня предпринять этот решительный шаг.

Я смотрю сейчас на своего ребенка и мне кажется, что его как будто подменили, как будто его забрали инопланетяне и вставили микрочип в голову. Я сейчас наслаждаю тем, какой он стал прекрасный человек. Вот именно какой он стал человек, понимаете. Он реально добрый и классный, и он не нарушает правила, потому что он уважает других людей. Не потому, что он какой-то дурачок и его так запрограммировали. А потому что он понимает: нарушением правил он может причинить другому человеку ущерб. То есть он уважает других, он уважает нас, и он просто классный. И это, конечно же, помогла нам сделать школа. Британская школа рулит в плане воспитания классного человека.

Очень желаю вам попробовать на вкус британскую школу и кайфовать вместе со мной от того результата, который вас ждет. И желаю получать наслаждение и удовольствие от ваших детей. Всего вам доброго.

Отзывы о нас
Отзыв о работе с компанией Paradise, Ольга Харитонова
Malvern college
Постоянный клиент компании Paradise, Марбелья, Испания
С компанией Paradise мы знакомы c 2006 года. У нас не было сомнений в профессионализме и индивидуальном подходе компании к каждому клиенту. Когда подошло время выбора школы для младшей дочери, не сомневаясь, обратились к ним же.
Читать отзыв полностью
Отзыв о компании Paradise, Анна Щилова
Совладелица галереи Shtager&shch, Лондон, facebook.com/anna.shchilova
Мои главные школьные волшебницы – Наталия Штрайн и ее компания Paradise и Olena Piven – самый крутой специалист по дневным школам. Благодаря этим замечательным девушкам мои дети учатся в самой подходящей для них школе.
Читать отзыв полностью
Отзыв о работе с компанией Paradise, Ольга Менски
Repton school
Клиент компании Paradise, Сан-Франциско, США
Большой плюс компании Paradise – не только тщательный подход в выборе школы, но и работа с родителями, которые тоже нуждаются в подготовке к такому серьезному шагу не только в жизни ребенка.
Читать отзыв полностью
Отзыв об обучении в школе New Hall, Асель Нурапина
New Hall School
Клиент компании Paradise, Уральск, Казахстан
Мы обратились в компанию Paradise по рекомендации, и не прогадали. Мы ничего не знали про школы Великобритании, и без их помощи нам было не обойтись. Поддержка Paradise на всех этапах бесценна!
Читать отзыв полностью
Отзыв о компании Paradise, Ольга Вильшенко
Wetherby School
Дизайнер, Лондон
instagram.com/olgavilshenko
Мы очень благодарны образовательной компании Paradise Education за их профессиональную помощь в поступлении нашего сына в одну из лучших secondary school Лондона.
Читать отзыв полностью
Отзыв о компании Paradise, Ксения Келли-Хиггинс
Brambletye School
Директор по развитию бизнеса в инвестиционной компании Federated Hermes, Лондон
Муж, англичанин, который считал себя «экспертом» в вопросе выбора школ, очень впечатлен качеством работы компании Paradise. Жалко, что мы раньше не узнали о вас, это сэкономило бы огромное количество сил и времени.
Читать отзыв полностью
Читать все отзывы о нашей компании

О компании "Парадайз"

Экспертная помощь в подборе правильных школ для Вашего ребенка в Великобритании, Швейцарии, которые являются нашей главной специализацией с 1996 года.

Мы также помогаем с поступлением в школы, где преподавание ведется на английском языке: в ОАЭ, Испании, Австрии, Таиланде, Канаде, Франции.

Полная поддержка в процедуре поступления: подготовка к собеседованию, визиты в выбранные школы в сопровождении сотрудника “Парадайз”.

Помощь в поступлении в вузы Европы, Канады, США: написание мотивационных писем, формирование пакета документов, создание правильного кейса для подачи документов на визу (чтобы избежать отказа).

Профессиональная помощь по подбору программы

Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним вам в ближайшее время, ответим на все интересующие вопросы и предложим индивидуальную программу, подходящую именно вам и вашему ребенку.

Отзыв о работе с компанией Paradise, Ольга Харитонова
Постоянный клиент компании Paradise, Марбелья, Испания
С компанией Paradise мы знакомы c 2006 года. У нас не было сомнений в профессионализме и индивидуальном подходе компании к каждому клиенту. Когда подошло время выбора школы для младшей дочери, не сомневаясь, обратились к ним же.
Читать отзыв полностью