Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
Для тех, чьи дети уже учатся В иностранных школах по всему миру – в дневных или в пансионах. И для тех, кто такую перспективу планирует.
По всей планете рассеялись семьи из бывшего СССР, в поисках лучшей жизни своих детей. Прогрессивные родители из наших стран отдали детей в международные школы от Монголии до Израиля, от Турции до Таиланда, от Люксембурга до Швейцарии.
Но предательские расстройства и разочарования поджидают их на каждом шагу: «слабая» математика и отсутствие мотивации чада, «несправедливая» политика директора и «неадекватные» правила, булинг и … в общем, крушение иллюзий!
Ларчик просто открывался: родители слышали, что учеба за морем лучше, но почему-то ожидали, что достижение этого «лучше» осуществляется привычными методами. Они не подготовились, не вникли в систему, да и как их винить, ведь многие из тех же России и Украины поспешно покинули родные пенаты всего полтора года назад.
Кто -то вникать и не собирался: «Я уже слишком старый, это пусть дети вникают» И вот они уже планируют привлечь юристов в нашей национальной традиции, когда случился конфликт, в котором, как (не всегда, но часто) выясняется, активным участникам явился именно их ребёнок, а вовсе не пал жертвой.
Видите ли, в чем дело: если родитель привык действовать нахрапом, наезжать и призывать силовые структуры, очень нелогично предполагать, что его ребёнок не транслирует такие же поведенческие паттерны. «Почему его исключают, он же ничего никому не сломал?»
«Он назвал его негром, подумаешь! А тот ему в ответ нос разбил, что хуже?»…. Такие реплики – следствие глубокого непонимания менталитета общества , где имеет место обучение. А школа – то самое общество в миниатюре.
Некоторые, пережив эйфории первых месяцев, неумолимо погружаются в хандру: пыль восторгов осела, и неминуемая рутина принесла подростковые претензии и фырканья.
Подросток не умеет анализировать свои чувства, и, не зная, как попросить поддержки, нажимает на кнопки, которые точно включат реакцию мам: «математика легкая», уроки не интересные», и вообще в этой школе «всем скучно», «еда ужасная», «все курят», «никто не хочет здесь учиться».
Реакция родителей неукоснительно следует, часто неверная. Кто-то из мам радостно сообщает в своем блоге, как она обошла немецкую систему, хоть ей немцы твердили «нельзя», а она доказала, что «можно»! Есть такая категория мам, которым кажется, что они все быстро просекли и могут даже давать советы. Ох, идут они по тонкому льду!
ждёт их облом.
Кто-то, получив письмо о серьёзном нарушении ребёнком дисциплины, не парится и в школу не едет: «Главное – учеба, меня поведение сейчас мало волнует». Иной раз родитель поддерживает ребёнка в его ненависти к учителю истории, но не пробует выйти на контакт и обсудить проблему… потому что боится: вдруг ребёнку это повредит?
Ведь у нас так и получилось бы… Кто то внимает страстным рассказам отпрыска о «слабости» щколы, о «тупости учеников» вокруг, которые «все пьют и курят»: даже не пытаясь сложить два и два подобных манипуляций: отпрыск готовит почву на случай собственных проколов и низких оценок … мол, что с меня взять в такой обстановке?
Кто-то в ужасе смотрит на оценки в конце года: как же так? Ведь похвалы сыпались как из рога изобилия…
Школьные табели здесь «зашифрованные» их нужно уметь читать. И нужно общаться со школой, но уметь это делать. Что просить у школы и как? С кем держать связь и как часто? Когда уместно надавить и как? Что ожидают от родителя и ученика? Когда правильно смолчать, а когда бить тревогу? И как?! И какие, вообще, у школы правила в чем она уступит, а где упрется, и споры неуместны?
Миллион вопросов. Как в горах Непала, вам нужен проводник, способный избежать ловушек, скользких троп, обрывов и капканов незнакомой системы. Изучать ее на опыте ребёнка - все равно что оперировать без навыков хирурга. Чревато диким разочарованием, стрессом, неспособностью разруливать и помогать, и, главное, передачей вашего негативного отношения к школе ребёнку. И тогда пиши пропало: деньги на ветер!
Драгоценных школьных лет уже не вернуть. Возникает вечный русский - и очень риторический – вопрос: «Кто виноват?» Дорогие родители! Будьте очень бдительны и не экономьте на спичках. Нанимайте эксперта – проводника для сопровождения в течение года . Или хотя бы берите консультации from time to time.