Наталья Штрайн
Основатель компании «Парадайз»
Сейчас в меня полетят гнилые помидоры. Задолбалась я слушать про силу русской (и украинской) школьных математик, уж простите за бедность речи. Я вот не знаю математику, от слова совсем. Правда, быстро умею считать в уме деньги. Завуч школы, дочери которой мой отец помог попасть в мед. институт (10 человек на место в Советском Союзе), подложила мне вариант, и я просто списала на выпускном экзамене.
Я счастлива, реализована и кое-чего добилась. Все это, представляете, без знания математики. Самое страшное: мои одноклассники, у которых я списывала, по-прежнему живут в холодном Сибирском городе и мало зарабатывают. Может, потому что кроме знания формул для успеха нужно что-то ещё? Да не одно, а целый букет из навыков и умений.
Нет, вы не подумайте! Своим презренным незнанием я не горжусь ни капли и не агитирую всех забросить уважаемую науку! Прошу лишь немного абстрагироваться и ослабить хватку. Не математикой единой…!
Это лишь одна, причём не самая не самая приоритетная грань жизни. Вот давно ли вас на какой-нибудь тусе или важных переговорах спрашивали, чему равен квадрат гипотенузы? В нашем Сибирском городе самым богатым человеком в 90-х стал физрук из деревенской школы. Вы знаете, даже глядя на его лицо сразу ясно, что интегралы там не ночевали.
К чему это я? К тому, что родителям нужно определиться, что их отпрыску даст математика, ибо она - лишь инструмент в достижении цели. Само по себе ее знание круто, как и умение прыгать ридбергер на льду. Круто, но что толку?
Математика - она для развития ума и решения проблем. Вот что на переговорах важно! Шевеление извилин. Броуновское движение мозга. Твёрдость. Выдержка. Умение схватывать на лету и держать удар. Способность быстро генерировать идеи под давлением. Если этому в вашей школе учат посредством математики, действительно, есть, чем гордиться. Ибо не фарш она для набивания файлов мозга, а инструмент. Типа палочки Гарри Поттера.
И при всей якобы лёгкости математики, о которой мне непрестанно твердят родители, в Англии ну не более 2% получали высшие баллы! Почему? Вопросы часто из будущего, непройденного: а ну как покажи, как ты используешь полученные знания для решения неизвестного? Наши пасуют! Они привыкли решать в заданной плоскости. Математика здесь - выход из тоннеля мышления, разные варианты решений, демонстрация образа мыслей - вот что ищет учитель.
Здесь математика - музыка! Однажды и я пала под чарами профессора в Кардиффе, готовившего ребят к оксфордскому экзамену. Полчаса слушала его, открыв рот! И это я, ненавидившая скучную сибирскую математику.
Резюмируем разницу обучения математики здесь и там: у нас учат, как розетка устроена, а в Англии - как с нею обращаться.
Но даже если предположить, что ваш ребёнок блещет олимпиадными победами и собирается на математический факультет, что дальше? Что вы собираетесь с этим делать? Куда ее понесёте и как она вам заменит все остальное? Есть ли чёткий план? Учится ли ребёнок смелости, уверенности, креативу, твёрдости духа, пониманию, чего ты от жизни хочет и как желаемое получить? И как стать реализованным? А это - главное, согласитесь?
Как придти из пункта «он у меня силён в математике» до пункта «он нашел себя, умеет добиться цели и счастлив»? Недостаточно вашего математического добра для успешной жизни. Однобокая получится она, как машина об одном колесе. Как фундамент дома без этажей. Если математика, - это все, что вы можете предлжить, срочно пересматривайте свою позицию. Ибо для поступления в тот же Гарвард, да что там, в любую британскую школу, - это лишь часть абитуриентской корзины.
Не говоря уже о Жизни.