Hungry to learn – это можно перевести как «изголодавшиеся по учебе». Именно таких детей ждут в Orwell Park, подготовительной школе под Ипсвичем, что рядом с Колчестером – древней столицей Англии.
Изящнейшие кованые ворота запускают нас в английское поместье времён Джейн Остин. Огонь в камине, ковёр, диваны, огромные корзины с дровами... будто мы на съемках фильма... ковёр слегка запачкан сажей, создается ощущение аутентичности: вот так они и жили, деревенские английские аристократы.
Мимо вприпрыжку проносится молодой учитель, подмигивает мне. Ловлю себя на мысли, что посещения школ для малышей подсознательно устраиваю, чтобы словить кайф: здесь все ТАК добры и радушны! Покрываюсь капельками доброты, как трава росой. It’s all around you. Звучит слащаво, но что поделаешь, если правда?! Всегда выхожу из подготовишек на крыльях. Вернее, вылетаю.
«Манеры, манеры и ещё раз манеры, – назидательно сообщает директор. – Это способ выразить уважение другому человеку. И мы очень внимательно читаем рекомендации иностранных детей, нам важно мнение образовательного консультанта, к которому обратились родители. Хулиганам у нас не место.»
Это школа, где выращивают леди и джентльменов. Большинство родителей – успешные бизнесмены из лондонского Сити, очень состоятельная публика. Большая часть детей в 13 лет поступает отсюда в Хэррру (пачками), несколько человек в год – в Итон, а также в Танбридж, Рэгби, Стоу, Аундл, Хейлибери, Аппингэм... все такие разные, но одинаково престижные школы. Правда, для поступления в них директор рекомендует готовиться с 9 лет.
Перемена. Ребята носятся. Но не сносят нас, а почтительно останавливаются. Меня знакомят с тремя мальчиками 12 лет (выпускной класс). Из Нигерии, Мексики и Англии. Они подают мне руку, смотрят в глаза. Визуальный контакт – это очень важная часть этикета. Глубокомысленно рассуждают о том, что нравится в школе, о своих друзьях. Сообщают о выбранных ими старших школах: Танбридж – для ботаников, Аундл – для ребят, способных выдержать конкуренцию и в учебе, и в спорте, и в искусстве. Только что играли в догонялки, а тут как перевоплотились: передо мной зрелые, абсолютно взрослые люди. Сюр!
Сегодня в школе спектакль, поставленный детьми: «Оливер». Родителям обещают вино и сыр. В театре учитель драмы обнаруживает на сцене огрызок яблока, поднимает и спрашивает: «Кто это так грациозно положил здесь огрызок?!» Не повышает голоса, не делает злобного лица, не начинает читать морали, а просто выбрасывает его в мусорницу.
В Orwell Park серьезно оборудованный цех технологического дизайна. В 7 лет ребят учат выпиливать по дереву, а с 9 они уже совершают расчёты и чертежи на компьютере, в трёх измерениях, после чего используют 3D-принтер. С 9 лет изготавливают металлические вещи. Например, металлическую лопатку (см. фото). Это значит, они сами должны сделать и ручку, и лопатку, и прикрепить одну к другой. Самим вырезать из металла, самим расплавить металл в имеющихся для этого печах. Все сами, с нуля! Конечно, под надзором учителя и с соблюдением техники безопасности.
Смотрю на эту лопатку – фабричное производство, да и только. Шок! Чуть позже, к 11-12 годам, дети совмещают в своих работах дерево, металл и электронику. (Я прилагаю фото вариантов музыкальных колонок, где внутри паровоза, или полки, или деревянной лампы запрятана электрика.)
Неудивительно, что к 16-17 годам ученики британских школ создают гольф-кары и автомобили, на которых устраивают гонки. Создают с нуля, с чертежей. Благо, у них есть все нужные материалы, ведь у школ огромные ресурсы.
В субботу – уроки и спортивные матчи. Много одежды с собой привозить не нужно, т. к. единственный день ее ношения – воскресенье. Остальное время – все в форме. Здесь не обсуждают новые кроссовки и гаджеты, у ребят иные ценности.
Заглядываем в классы. Везде учителя бросаются к нам, жмут мою холодную руку. У них у всех – такие горячие! Смотрю через окошко. И вдруг маленький китайчонок расплывётся в улыбке и машет мне рукой! У меня даже слезы выступили: китайские дети очень сдержаны, а этот малыш расслабился, наслаждается своим детством!
В изостудии нас встречает собака, отчаянно виляет хвостом. Ребята и учителя ее гладят, лепят, рисуют...
Кабинет латыни, которую здесь учат с 10 лет, мы не могли пропустить. Латынь – это всегда показатель традиционного классического образования высшего класса и для высших классов. Сразу же сообщаю учителю мои познания: in vino vêtiras! (Спасибо Блоку). «Хорошо!» – кричит учитель по-русски, и мы оба заливаемся смехом. На стене фото из Букингемского дворца. Принц Вильям вручает этому учителю MBE: знак отличия. Расшифровывается как «Член Британской Империи».
Текучки среди учителей нет. Они довольны, и дети тоже. По ним сразу видно. Носятся на нескончаемых полях школы. Я не мерзляка (коллеги приходят в мой кабинет в пальто, но сегодня на мне шапка и перчатки, куртка на молнии под горло. Ребятня играет в теннис на открытых кортах. Остальные бегают в туфлях и в пуловерах. Все. «Мы выращиваем сильных детей», – говорит мне директор приёмной комиссии.
У них здесь порядка 40 гектаров территории, река и лес. В лесу оборудован «класс на открытом воздухе». Здесь учатся разводить огонь, собирать костёр, ориентироваться на местности, оказывать первую помощь, готовить на природе.
А вообще, готовить все с 7 лет начинают – для этого есть класс кулинарии. На реке занимаются парусным спортом и устраивают костры, типа пионерских.
В школе действует особый отдел для иностранцев – learning support department. В нем не только занимаются английским, а помогают обрести нужные для учёбы навыки. Не все приезжие дети умеют себя организовать, не знают, какие требования предъявляются к домашней работе, не умеют писать эссе, проекты, портфолио. К сожалению, в старшей школе приходится учиться этому уже самим и по ходу пьесы, так сказать. Либо отправлять ребёнка вначале в специальный колледж на подготовку. Потому что знание английского это далеко не все, что требуется для успешной учебы в Британии.
С телефонами здесь все просто: их выдают на полчаса в день. Проблем нет.
На новую сантехнику недавно потратили 45,000 фунтов. Красивые резиденции, широкие коридоры с мягким ковром, светлые спальни с высокими потолками и шикарным видом. В комнатах по 6-8 человек. Не надо пугаться: вспомните пионерские лагеря. Маленькие дети любят быть в большой компании.
Orwell Park School